Кирилл Кузьмин: Необходимо поддержать реальный сектор экономики
– Кирилл Александрович, не так давно ситуацию в стране характеризовали как «непростые экономические условия». Позже в официальных оценках появилось слово «кризис». Так есть в стране кризис или нет?
– Конечно, есть. Это факт. По сути, до сих пор страна жила в тепличных условиях, когда нефть и газ стоили на порядок выше и рубль себя чувствовал намного увереннее. Проблема в том, что экономика не изменилась структурно: мы по-прежнему продаем ресурсы, данные нам природой. На экспорт идет не только нефть и газ, но и лес, золото, пушнина. Все бюджеты, федеральный и региональные, были просчитаны исходя из хороших цен на нефть. Поэтому сегодня мы вынуждены экономить на всем. Статистика за прошлый год свидетельствует, что сокращение выпуска продукции по основным отраслям продолжается. Снижается инвестиционная активность. Потребительский спрос загублен существенным сокращением доходов населения, его массовым обнищанием. Закрываются или работают с нулевым балансом в надежде на лучшие времена многие предприятия и организации. На этом фоне высокой остается безработица.
Надо пересматривать подходы к строительству экономической и промышленной политики в стране. Диверсифицированная экономика не столь подвержена кризисным явлениям. Эти вопросы неоднократно обсуждались на заседаниях комитета по экономическому развитию, торговле, инвестициям и собственности, в составе которого я работаю, и Думы СК. В поддержке государства в первую очередь, по мнению парламентариев, нуждаются реальный сектор, малый и средний бизнес, а не банки.
– Давайте поговорим о нашем регионе. Как у нас обстоят дела? Ведь понятно, что сегодня надо думать не о том, как стало плохо, а о реальных путях вывода экономики из ступора.
– Показатели по ряду отраслей по итогам прошлого года на Ставрополье несколько даже подросли. Однако это не дает нам серьезных преференций. У края большой госдолг – около 40 млрд рублей. Безусловно, это заслуга предыдущих губернаторов и их команд. Большое количество денег просто «зарыли», вложившись неизвестно во что и неизвестно куда. Взять хотя бы такие прожекты, как «Гранд-Спа – Юца», цементный завод в Благодарненском районе. Сегодня краевому правительству приходится предпринимать меры для улучшения ситуации. Надо затягивать пояса. Возможно, в следующем году, как предрекает минфин края, придется выходить на принятие бездефицитного бюджета. Это в первую очередь означает серьезнейшее сокращение расходов. Неслучайно этот вопрос много и глубоко обсуждается сегодня действующими депутатами. Тема поднимается практически на каждом заседании краевого парламента. Несмотря на то что наши полномочия заканчиваются в этом году, мы не можем не думать о перспективе, не осознавать своей ответственности за решения в период работы пятого созыва Думы СК.
Мы находимся в общем тренде. Ставрополье не Питер и не Москва, куда стекаются финансовые ресурсы со всей страны, и не газо- и нефтеносные регионы, которые и сегодня живут лучше других. Мы сколько угодно можем ругать исполнительную власть за то, что получили меньше субсидий из центра, чем Краснодарский край… Но, по большому счету, на мой взгляд, дело в том, как строится общегосударственная бюджетная политика, обескровившая регионы. Губернаторы едут в Москву просить дополнительное финансирование, а в самих регионах руководители муниципалитетов идут на поклон к главе региона с той же просьбой – дать денег. Вертикаль попрошайничества неэффективна. Надо перестраивать систему так, чтобы судьба региональной экономики в большей степени зависела от того, насколько эффективна власть на местах. Вертикально интегрированные структуры, или, проще говоря, объединения предприятий по отраслевому принципу с головным офисом, главным образом, в столице или ином крупном городе, находясь на нашей территории, не являются при этом главными поставщиками налогов в региональную казну. Это не только несправедливо, но и неэффективно. Поэтому на мартовском заседании Думы края я вместе с другими депутатами голосовал за обращение к Госдуме, в котором содержатся предложения о внесении изменений в Налоговый кодекс в части действующей системы налогообложения консолидированных групп налогоплательщиков.
– Ставрополье сильно своим аграрным сектором. Благодаря этому регион даже в условиях кризиса остается на плаву. Благодаря серьезным финансовым вливаниям в АПК края из федеральной казны замаячили серьезные перспективы продвижения отрасли.
– Спорить не буду. Край силен своим аграрным сектором. Но общие недостатки системы присущи также и сельскому хозяйству края. И это больше касается даже не простого продукта, выращиваемого нашими земледельцами. На Ставрополье по-прежнему в загоне перерабатывающая отрасль. Почему ставропольцы едят кабачковую икру, произведенную на Кубани? На наших полях растут кабачки не хуже. Почему у нас нет своей «Ставропольской буренки», которая имела бы ареал продаж намного шире, чем территория края, по аналогии с продукцией из Краснодарского края. Вопросов много. Но важнее сегодня другое, что этой проблемой правительство края занимается всерьез. Продуктовое эмбарго, как справедливо отметил губернатор в своем отчете перед депутатами Думы СК о деятельности правительства края за 2015 год, стимулировало в том числе переработчиков: объем выпуска продуктов питания в крае за прошлый год увеличился на 20 %. Во всех начинаниях, способствующих развитию перерабатывающей отрасли, депутаты готовы поддержать исполнительную власть.
Страдает сельскохозяйственная отрасль, на мой взгляд, и от отсутствия эффективной системы кооперации по сбыту производимой продукции. Не секрет, что достаточно большой ее объем дает частный сектор. При этом головная боль у селян начинается именно после сбора урожая. Какая-то искаженная реальность: скупают выращенное заезжие посредники, и отправляется наша капуста вначале на какой-нибудь «сборочный пункт», а уж оттуда на прилавки одной из крупных торговых сетей на улице Доваторцев в Ставрополе для продажи жителям аграрного края. Не правильнее ли было бы организовать прямые поставки. Это позволило бы снизить транспортные издержки и соответственно цену продукта. Пришло время товаропроизводителям объединяться в ассоциации по отраслевому признаку, чтобы активнее лоббировать свои интересы во властных структурах. Развитие реального сектора – это как раз то, что необходимо региону сегодня. Практически это аксиома. Необходимость придерживаться ее регулярно возникает в связи с различными готовящимися к принятию законопроектами.
– Кирилл Александрович, надо ли ломать систему, чтобы экономика заработала эффективно?
– Зачем ломать? Не надо ломать! Надо совершенствовать то, что есть. Приводным ремнем развития должна стать политическая борьба. Оппозиционные партии существуют для того, чтобы не давать расслабляться действующей власти. Критиковать там, где тонко и может порваться. Например, в бундестаге Германии, стране развитой демократии, контрольный комитет по расследованиям при любом раскладе должен возглавлять представитель оппозиции. Это правильно. У любой системы должны быть выработаны механизмы, которые способны ограничить деятельность недобросовестных представителей власти. В краевом парламенте работают четыре партийные фракции. И зачастую именно в конструктивном обсуждении проблемы рождается истина.
– Кирилл Александрович, я знаю, что вы серьезное внимание уделяете проблемам жилищно-коммунального хозяйства.
– Начну ответ немного издалека. Если о трудностях заговорили даже олигархи, теряющие прибыли, то что говорить о той части населения, для которой вопрос стоит гораздо жестче – как выжить в прямом физическом смысле этого слова. Проблема не только в том, что у многих низкие зарплаты и пенсии. Простое повышение ставок акцизов на подакцизные товары, включая бензин и дизельное топливо, а также введение новых акцизов на товары повседневного спроса приведет к новому витку цен. Дополнительным финансовым бременем для рядовых граждан скоро станет налог на недвижимость исходя из кадастровой стоимости жилья. А взносы на капитальный ремонт многоквартирных домов для большинства уже реальность. Это с учетом того, что с 1 июля вырастут все тарифы на коммунальные услуги.
По собираемости взносов на капитальный ремонт, об этом многократно говорилось в стенах Думы края и на заседаниях профильного комитета, и в рамках круглых столов и совещаний, наш регион в числе первых: в прошлом году достигли отметки 70 процентов. А вот что касается сроков выполнения обязательств, то можно только печально вздохнуть. Увы, в прошлом году график проведения капремонта на Ставрополье был сорван. С учетом «переходящих» многоэтажек в 2016-м предстоит отремонтировать 700 жилых зданий. Меня берут большие сомнения, что это реально, учитывая, что к выполнению ремонта приступили поздно. Наши избиратели справедливо опасаются, что с такими темпами выполнения обязательств собранные деньги попросту обесценятся, а проблема так и не будет решена.
К сожалению, это лишь надводная часть айсберга, если говорить о проблемах ЖКХ. Не оправдались надежды на объявленное два года назад лицензирование управляющих компаний. Недобросовестные игроки на этом рынке научились обходить закон. Появились компании-клоны, приходящие на смену запятнавшим свою репутацию и, по сути, продолжающие ту же политику. Мнимое банкротство также помогает уйти от ответственности. Кстати, в таких перипетиях зачастую теряются и собранные взносы на капремонт. В новую УК, избранную жильцами, собранная сумма попросту уже не перечисляется. Среди проблем – бесконтрольность в начислении расходов на общедомовые нужды ресурсоснабжающими организациями, изношенность инженерных сетей, слабый контроль за работой «коммуналки» со стороны местных властей. Очень важно возобновить работу общественных советов по контролю за ЖКХ при муниципалитетах края. Кому, как не общественникам, представляющим интересы большинства населения, держать руку на коммунальном «пульсе». Вопросы ЖКХ были и остаются под пристальным вниманием Думы края. Депутаты регулярно обращаются к законодательному регулированию работы отрасли.
– Понятно, что вопросы, связанные с функционированием системы ЖКХ, в числе наиболее часто задаваемых избирателями своим депутатам. А с чем еще приходят к вам люди?
– С разным. Где-то фонари не горят. Кому-то не выплатили положенную субсидию. Просят наладить транспортное сообщение, устроить ребенка в детский сад. Недавно обратился молодой человек, который 10 лет простоял в льготной очереди на жилье для молодых семей. В этом году ему исполняется 35 лет, и по закону его должны исключить из списка. Других вариантов решить квартирный вопрос просто нет. Я направил письмо в администрацию Ставрополя с просьбой помочь молодой семье. Каким будет результат, пока не могу сказать. В год приходится отправлять по разным официальным адресам до 500 депутатских запросов, писем, разного рода обращений. Эффективность такой переписки на уровне примерно 10-15 процентов. Искренне радуюсь, когда проблему удается решить.
25 мая 2016 года