По качеству дорог Ставрополье стабильно держится в десятке лучших регионов страны
Об электричках
– Мне приятно вам сообщить, – сказал Игорь Александрович, – что с 1 апреля в крае снижена плата для населения за проезд в пригородных электричках. Наверное, следует напомнить, что с 1 января текущего года был установлен экономически обоснованный тариф для пассажиров пригородного железнодорожного транспорта в размере 3 рублей 5 копеек за каждый километр пути. Однако, учитывая социальную значимость этих перевозок, для многих это, в частности, самый доступный способ добраться до места работы или учебы, по инициативе губернатора принято решение сделать поездки более доступными. Для компенсации части потерь в доходах перевозчика из бюджета выделено 55,8 млн рублей. Это позволило снизить тариф до 2 рублей 52 копеек за километр.
О дорогах
По словам министра, все показатели, определяющие качество действующей дорожно-транспортной системы, в 2015 году выполнены. Это строительство новых дорог, их реконструкция, капитальный ремонт, предоставление субсидий на развитие сети муниципальных дорог, ремонт дворовых территорий. Что касается строительства подъездов с твердым покрытием к сельским поселениям, не имеющим круглогодичного доступа к транспортной инфраструктуре, решено, что в первую очередь будут решаться проблемы тех территорий, где транспортный разрыв с «большой землей» не более 10 км и население не менее 100 человек. В иных случаях, в частности, будут браться в расчет поселения, где, например, идет строительство нового производства, которое в перспективе станет точкой роста для местной экономики и обеспечит дополнительные рабочие места.
Трансферты из федерального бюджета в прошлом году использованы для выполнения задачи, поставленной президентом, об удвоении объемов дорожного строительства до 2021 года. Чтобы исполнить поручение главы государства, в 2016-м секвестирование краевого бюджета не коснулось индикативных показателей нового строительства в отрасли. Ожидаемое из центра финансирование будет потрачено именно на эти цели. Запланировано построить и реконструировать 80 км дорог регионального значения.
Из амбиционных проектов, на реализацию которых потребуется не один год, – объездная дорога Кисловодска и еще один обвод для краевого центра, чтобы избавить центр от транспортного коллапса в час пик. Согласование с Правительством РФ проходит проект, сделанный еще в 1961 году, – магистраль Кисловодск – Сочи. Нового строительства предусмотрено 90 км. Остальная часть дороги, проходящая через Карачаево-Черкесию, Краснодарский край, уже существует и потребует лишь ремонта или реконструкции. Придется пробить два тоннеля общей протяженностью 7,5 км, чтобы сохранить флору и фауну действующего национального парка. Выход из тоннеля будет чуть выше знаменитой Красной Поляны. Отсюда будет открываться прекрасный вид на окрестности и олимпийские объекты. Расстояние от Кисловодска до Сочи составит всего 250 км. Сегодня, как ни торопись, этот путь, с учетом еще и серпантина на подъезде к черноморскому курорту, составляет не менее 9 часов. Объект, безусловно, дорогостоящий. Только строительство тоннелей обойдется в 12 млрд рублей. А в целом проект «потянет» на сумму около 40 млрд рублей. Но в конечном итоге расстояния между всеми курортами – КМВ, горно-лыжными на территории соседних республик, черноморскими – будут кратно сокращены. В течение дня человек, принимающий нарзанные ванны, может попасть, например, на берег моря или в горы.
В рейтинге по качеству дорог Ставрополье стабильно держится в десятке лучших регионов. Как пояснил Игорь Васильев, основные маршруты по дорожной сети отработаны, то есть приведены в надлежащее состояние. А это 70 процентов транзитных перевозок и 80 процентов внутренних. Теперь пошли «по пирамидке вниз», то есть занялись проблемными участками на менее значимых отрезках транспортной инфраструктуры.
– Прошу не путать, – заметил Игорь Александрович, – по рангу дороги в крае делятся на федеральные, региональные, за состояние которых, собственно, и отвечает наше министерство, и местные. Надо помнить, что у каждого свое бремя ответственности. В частности, качество местных дорог во многом зависит не только от размеров субсидий, которые выделяют на их ремонт из краевого дорожного фонда, но и от того, насколько оперативно действует муниципалитет. Поставить дорожную сеть на баланс, подготовить проектно-сметную документацию, провести конкурсные процедуры – вот те задачи, без которых дальше слов дело не пойдет.
О взлетной полосе
– Реконструкция взлетно-посадочной полосы международного аэропорта Ставрополь начнется в 2017 году. Проектно-сметная документация уже готова, есть необходимые визы от Правительства Российской Федерации о финансировании, – пояснил Игорь Васильев. – На сегодняшний день мы сумели увеличить среднегодовой пассажиропоток до 350 тысяч человек. На время проведения работ частично авиаклиентов придется перенаправить в аэропорт Минводы. Важно, что параллельно будет проводиться и реконструкция аэропортового комплекса: в результате нам удастся разделить поток пассажиров внутренних и международных линий. Прирастет и количество воздушных маршрутов. В 2018 году должны закончить все работы. Уверены, что удастся не только вернуть, но и прирастить количество авиапассажиров, летающих из аэропорта Ставрополя.
О переселении
С 2010 года проблема ветхого жилищного фонда взята под контроль Президентом РФ. В том же году подписан федеральный закон о его расселении. В настоящее время регион перешел к реализации уже третьего этапа программы по переселению из ветхого и аварийного жилья. Учитывая важное социальное значение вопроса, эта проблематика находится на личном контроле у губернатора.
С 17 июня 2013 года по 1 января 2016 года приобретено 821 жилое помещение для переселения 2 тысяч 29 человек из 94 аварийных многоквартирных домов. Для этого было построено (в том числе с участием в долевом строительстве) 38 домов общей площадью 30 тысяч 207 кв. метров. Целевой показатель по ликвидации аварийного жилищного фонда, установленный для Ставропольского края распоряжением Правительства РФ на 2014 год в размере 15 тысяч 87 кв. метров, был достигнут и составил 16 тыс. кв. метров. Однако сделано это было с опозданием на шесть месяцев. Проблемы с вводом жилья возникли в поселках Подкумок Предгорного района и Анджиевском Минераловодского района. За нарушение сроков пришлось отвечать. Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства РФ было приостановлено финансирование мероприятий второго этапа программы и наложен штраф в размере 4,3 миллиона рублей, который был оплачен в декабре прошлого года. В 2015 году целевой показатель по ликвидации аварийной площади выполнен в срок и составил 13 тысяч 95 кв. метров.
Реализация краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013 – 2017 годах» позволит в общей сложности переселить из аварийного жилищного фонда 3 тысячи 803 человека, ликвидировать аварийный жилищный фонд общей площадью 58 тысяч 106 кв. метров, находящихся в 197 аварийных многоквартирных домах.
На местах решают проблемы разными путями. В ряде муниципалитетов предусмотрен выкуп аварийного жилья. На полученные средства люди решают проблему по своему усмотрению. Есть муниципалитеты, где для переселенцев строят новое жилье. К сожалению, нередко итоги конкурсных процедур по незначительным признакам отклоняет управление Федеральной антимонопольной службы по СК, что зачастую приводит к затягиванию сроков начала строительства. А есть такие населенные пункты, где и подрядчика сложно найти.
Есть отставание по сносу жилья, из которого люди уже выехали. Как говорится, руки не дошли. Дело в том, что история длится с 2009 года. Я возглавил отрасль в 2015 году. Список муниципалитетов, не обеспечивших своевременный снос, положен на стол губернатору. Определен крайний срок для решения этой проблемы – 1 сентября 2017 года. Главным образом освободившиеся площадки предназначены под новое пятно застройки или парковые зоны.
Иногда затягивание сроков переселения происходит по не зависящим от власти причинам. Например, в городе Изобильном год судились с человеком, который категорически отказывался выселяться из аварийного дома. К счастью, в конце концов пришли к соглашению – новосел уже пакует вещи. Только по Кисловодску в суд поступило 72 иска от тех, кто отстаивал свое право жить в историческом центре. Им казалось, что их права ущемляются. Самым лучшим аргументом стала достойнейшая замена их жилью, зачастую с «удобствами» на улице и водой в рукомойнике. На улице Катыхина для переселенцев планируется возвести таунхаусы. Вид отсюда открывается великолепный: вот река, вот гора Кольцо. В новом доме на улице Набережной для жильцов предусмотрена отдельная парковка, перекинут мостик через реку с «пушкинскими» фонарями, в цокольном этаже здания размещены спортивный зал, контора управляющей компании. Школа рядом. Освободившиеся участки в историческом центре согласно генплану не уйдут ни под жилищную, ни под коммерческую застройку. Здесь будут парковые зоны, велосипедные дорожки. Все для удобства отдыхающих и гостей города.
О детских садах и школах
В 2015 году все детские сады введены в строй в срок. Даже на нашем проблемном объекте в ауле Эдельбай Благодарненского райна наконец перерезана красная лента. Четыре садика, попавших в стресс-сценарий в связи с кризисом, в Буденновске, селах Арзгир, Надежда, Эдиссия, в апреле будут готовы. С учетом времени, необходимого для их аккредитации, уже в мае эти учреждения будут готовы принять малышей.
Начата работа в рамках федеральной целевой программы по строительству и реконструкции школ. Одно из условий участия в ней – наличие типового проекта. Он готов и скоро пройдет экспертизу в Министерстве строительства и ЖКХ РФ. Среди первоочередных объектов – школа в Михайловске на 1002 места.
Что касается итогов 2015 года, в 204-м квартале Ставрополя сдана в эксплуатацию школа на 990 мест. Учебное заведение уже прошло аккредитацию и начало набор учеников. Очень своевременное новоселье. Потому что все близлежащие школы, куда ходят живущие здесь школьники, переполнены практически вдвое. Теперь школа рядом. Близка к сдаче школа на 807 мест в 530-м квартале Ставрополя. В этом году планируется и сдача школы на 500 мест, строящейся в Пятигорске.
О транспорте
– Всего в крае 405 маршрутов межмуниципального сообщения, – проинформировал Игорь Васильев. – Все конкурсы на их обслуживание проведены были задолго до прихода в министерство новой команды. Поэтому, к сожалению, сложно стопроцентно держать ситуацию под контролем. В 2016 году по ряду маршрутов начнется конкурсная переаттестация. Сегодня приводим в порядок всю нормативную базу. Чтобы исключить из списка недобросовестных перевозчиков, в перечень требований будет включено наличие собственной ремонтной базы, медицинской службы для освидетельствования водителя перед выходом на линию, ограничения по «возрасту» транспортных средств. Эти меры необходимы для обеспечения безопасности пассажирских перевозок.
1 апреля 2016 года