Депутат Виталий Коваленко о результатах работы комитета по социальной политике краевой Думы
- В ведении комитета находятся вопросы охраны здоровья граждан, социальной защиты населения, труда и занятости, а также пенсионного обеспечения. За первые пять месяцев текущего года комитетом совместно с губернатором и правительством края подготовлено для рассмотрения на заседании Думы восемь законов. Два из них внесены депутатами в порядке законодательной инициативы. Насколько они важны? Судите сами. Закон «О внесении изменений в Закон СК «О некоторых вопросах охраны здоровья граждан на территории Ставропольского края» закрепляет за министерством здравоохранения края полномочия по созданию условий для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями региона. В базовом Законе «О погребении и похоронном деле в Ставропольском крае» устанавливаются полномочия органов государственной власти в сфере похоронного дела, размер социального пособия на погребение, стоимость предоставляемых специализированными службами услуг по погребению, а также регулируются другие вопросы в данной сфере. Кроме этого на ближайших заседаниях Думы будет рассмотрен еще ряд законопроектов, например об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования и об оплате труда работников государственных учреждений края в связи с изменением трудового законодательства на федеральном уровне.
- Виталий Андреевич, какие проблемы обсуждались во время выездных заседаний комитета?
- В этом году комитет выезжал в два муниципальных района - Кочубеевский и Кировский. Особое внимание было уделено вопросам обеспечения пациентов лекарственными препаратами, доступности и качества оказания медицинской помощи. Также депутаты обратили внимание на техническое состояние зданий фельдшерско-акушерских пунктов, поликлиник и больниц. Выяснилось, что часть учреждений, обслуживающих сельских жителей, расположена в зданиях, построенных еще в 30-е (врачебная амбулатория в поселке Комсомолец Кировского района) или в 60-е и 80-е годы прошлого века. До определенного момента они частично содержались за счет колхозов, сейчас же нуждаются в капитальном ремонте.
Участковой больнице Заветного Кочубеевского района, обслуживающей население нескольких сел, срочно необходима реконструкция крыши. В бюджете края на эти цели предусмотрены средства, однако из-за сложившейся финансово-экономической ситуации до конца полугодия этот вопрос остается открытым. Когда край приступал к реализации программы модернизации здравоохранения, было 96 процентов медицинских учреждений, где требовался капитальный ремонт. На сегодня их осталось менее половины. Сделано очень много, но и впереди немало работы, прежде всего в небольших населенных пунктах, где медперсонал подчас ведет прием больных в невыносимых условиях. На наш взгляд, работа руководителей центральных районных больниц по исполнению законов в сфере здравоохранения и реализации проекта модернизации заслуживает положительной оценки. В частности, удалось сохранить и развить большую сеть фельдшерско-акушерских пунктов, которые оказывают первичную медицинскую помощь сельскому населению. При них открыты и точки розничной реализации лекарственных препаратов.
Посетив несколько аптек, мы увидели высокую обеспеченность населенных пунктов медикаментами первой необходимости и их стоимость. Цены на ряд препаратов существенно ниже, чем в городах края. Это удалось благодаря совместной работе министерства здравоохранения с муниципальными образованиями.
При подведении итогов выездов медицинскими работниками были затронуты проблемы исполнения 44-го федерального закона, касающегося проведения закупок товаров, услуг и работ для государственных и муниципальных нужд. Руководители лечебных учреждений обратили наше внимание на то, что установленная федеральным законом процедура проведения торгов сильно затягивает процесс получения организациями лекарственных препаратов и медикаментов.
В ходе обсуждения были затронуты и кадровые вопросы. На местах они решаются по-разному. Так, Кочубеевский район за счет близости краевого центра обладает определенной привлекательностью для молодых специалистов. В Кировском районе решить кадровый вопрос гораздо сложнее. Нехватка врачей, особенно «узких» специалистов, характерна для всего здравоохранения края, но в Кировском районе чувствуется особенно остро. В качестве примера можно сказать о том, что уже долгое время не могут найти заведующего инфекционным отделением больницы. И это при том, что оно совсем недавно было отремонтировано и оснащено современным оборудованием, а согласившемуся на эту работу врачу предлагают для проживания трехкомнатную квартиру! Все участники выезда отметили, что исправить ситуацию помогла бы существовавшая в советское время практика обязательного распределения выпускников вузов. К сожалению, пока для этого нет правовых оснований.
- Как вы оцениваете подготовку и проведение празднования 70-летия Победы в нашем крае? С какими проблемами ветераны чаще всего обращаются к депутатам комитета?
- Проблемы, с которыми сталкиваются ветераны, в основном связаны с жилищными условиями, предоставлением социально-бытовых, медицинских, оздоровительных и иных услуг. В рамках реализации краевой программы «Улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Ставропольском крае на 2014 - 2018 годы» предусмотрено оказание адресной социальной помощи на проведение ремонтных работ жилых помещений ветеранов. В этом году бюджетом края увеличено финансирование на реализацию этой части программы в два раза – с 30 до 60 миллионов рублей. Всего за два года реализации программы адресную социальную помощь на проведение ремонтных работ жилых помещений получили 902 ветерана на общую сумму более 72 миллионов рублей. Что касается вопросов социального обслуживания ветеранов, то сегодня в крае их решают 32 центра социального обслуживания населения края.
Большое внимание уделяется ветеранам, проживающим в сельской местности, особенно в удаленных и труднодоступных районах. Для этого в крае действуют 29 мобильных бригад, которые в течение прошлого года совершили 175 выездов и оказали помощь 489 ветеранам. Ежегодно центрами социального обслуживания вводятся новые услуги. Так, в последнее время внедрены и пользуются популярностью такие услуги, как «социальный сервис» и «санаторий на дому». Стоит упомянуть и о том, что в целях содействия безопасности жизнедеятельности одиноких и одиноко проживающих граждан пожилого возраста и инвалидов в центрах социального обслуживания завершена работа по внедрению технологии «Экстренный вызов». Эта услуга обеспечивает возможность экстренного вызова социального или медицинского работника, службы МЧС и других экстренных служб с помощью нажатия одной заранее запрограммированной кнопки мобильного телефона.
- Каковы основные направления социальной поддержки населения на Ставрополье?
- Несмотря на дотационность краевого бюджета, объемы расходов на предоставление населению мер социальной поддержки ежегодно увеличиваются. Так, в 2013 году социальная составляющая краевого бюджета была около 19 процентов, в 2014 году объем расходов на эти цели был увеличен на 10 процентов. В нынешнем - еще на шесть процентов. Меры социальной поддержки предоставляются адресно и направлены на повышение уровня жизни населения края. Значительная часть средств выделяется на поддержку в оплате жилищно-коммунальных услуг. В 2014 году на эти цели израсходовано четыре миллиарда рублей, на 2015 год в бюджете предусмотрено более 4 миллиардов. Это и частичная компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг так называемым федеральным льготникам, и субсидия на оплату ЖКУ для семей с низким уровнем доходов. Ежегодно государственную поддержку в оплате ЖКУ получают более 330 тысяч семей края. В среднем размер ежемесячной выплаты в текущем году составляет 2 тысячи рублей.
Особое внимание уделяется такой категории граждан, как краевые льготники (ветераны труда, ветераны труда Ставропольского края, репрессированные, труженики тыла). Таковых в крае более 250 тысяч человек. Все они получают ежемесячные денежные выплаты из средств краевого бюджета. При этом необходимо отметить, что размер выплат, установленный в крае для этих категорий граждан, значительно выше, нежели в большинстве регионов России. На 2015 год в бюджете края на эти цели предусмотрено более 4,5 млрд руб.
Еще одно из самых важных направлений краевой социальной политики – оказание поддержки семьям, имеющим детей. В 2015 году на эти цели предусмотрено почти 4 миллиарда рублей. Особое внимание уделяется многодетным семьям. По инициативе депутатов нашего комитета в 2014 году в крае принят закон, регулирующий предоставление мер социальной поддержки таким семьям. Количество многодетных семей в крае постоянно растет, только за прошлый год их численность в крае выросла на две тысячи и в настоящее время составляет более 28 тысяч семей.
Кроме того, уже второй год реализуется Закон «О государственной социальной помощи населению в Ставропольском крае» с учетом оказания помощи на основе социального контракта. Социальный контракт – это новая активная модель государственной социальной политики, призванная стимулировать людей на поиски выхода из трудного материального положения, повышать их экономическую активность и качество жизни. На сегодняшний день в крае заключено более 90 таких контрактов. Наиболее востребованные направления - развитие личного подсобного хозяйства, индивидуальная предпринимательская деятельность. Как помощь семье по выходу из трудной жизненной ситуации предусмотрено заключение социального контракта по оплате услуг няни для малолетнего ребенка до его устройства в детский сад.
Комитет планирует рассмотреть вопрос об эффективности применения новой формы оказания помощи жителям края на одном из своих заседаний.
- Каковы основные достижения медицинской отрасли в регионе? Какие ее проблемы вы намерены решить?
- Основным достижением отрасли считаем увеличение продолжительности жизни ставропольчан. Сейчас она составляет в крае 73 года, тогда как в целом по России – 71 год. Что касается проблем, то их в здравоохранении еще очень много. Несмотря на модернизацию отрасли, на которую выделены серьезные средства – около 10 миллиардов рублей, на ремонт и оснащение новым оборудованием всех учреждений здравоохранения средств недостаточно. Остается острой проблема кадрового обеспечения лечебных учреждений. Вопросы заработной платы медицинских работников также являются предметом внимания депутатов. Мы совместно с министерством активно работаем над их решением.
В апреле состоялся круглый стол по самой, наверное, животрепещущей проблеме в здравоохранении – борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Как отмечали участники разговора, в крае эта работа ведется довольно успешно, что в первую очередь подтверждают данные о количестве спасенных пациентов и об увеличении продолжительности жизни населения. Все это стало возможно благодаря реализации комплекса целенаправленных мер, в частности, диспансеризации работающего населения, позволяющей своевременно выявить заболевания и снизить риск осложнений, модернизации здравоохранения и развитию высокотехнологичных видов медпомощи. У нас работает региональный сосудистый центр с первичными отделениями в крупных городах, диагностику и лечение больных осуществляют краевой кардиологический диспансер и диагностический центр, оснащенные самым современным оборудованием. Однако, как отмечали врачи, даже имеющихся возможностей недостаточно, чтобы на 100 процентов охватить всех нуждающихся в лечении. Повысить доступность помощи, по мнению специалистов, позволят увеличение коечного фонда хотя бы на 10 процентов и, безусловно, постоянное обновление и совершенствование материально-технической базы медицинских учреждений. Ведь даже новое оборудование изнашивается и выходит из строя. Затрагивался и кадровый вопрос. В крае остро не хватает кардио- и сосудистых хирургов, в районах проблема с «узкими» специалистами и фельдшерами. Самим практикующим врачам также необходимо постоянно совершенствоваться и повышать квалификацию, проходя обучение в ведущих зарубежных и российских научных центрах, а это требует дополнительных финансовых ресурсов.
За круглым столом была обозначена и проблема оказания помощи детям. В настоящее время материально-техническая база учреждений края не рассчитана на высокотехнологичное лечение пациентов до пяти лет, поэтому часть тяжелобольных малышей приходится отправлять за пределы Ставрополья. По прогнозам врачей, потребность в организации высокотехнологичной помощи для детей сильно увеличится после открытия регионального перинатального центра. Этот вопрос особенно обеспокоил депутатов нашего комитета. Мы совместно с министерством тщательно его проработаем и затем обсудим варианты решения.
В процессе разговора не обошли стороной и тему профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. По мнению докторов, это один из ключевых факторов увеличения продолжительности жизни.
- В период кризисных явлений в российской экономике очень остро стоит проблема с безработицей. Какова сейчас ситуация на рынке труда в нашем регионе?
- В 2014 году ситуация на рынке труда отмечалась положительной динамикой, уровень регистрируемой безработицы не превышал 1,2 процента. Для снижения социальной напряженности реализовывалась государственная программа «Развитие сферы труда и занятости населения», в соответствии с которой наполнялся банк вакансий, организовывалось переобучение на новые востребованные профессии безработных граждан. Особое внимание уделялось мероприятиям по повышению уровня занятости инвалидов. На Ставрополье проживает около 65 тысяч инвалидов, которые могут по показаниям здоровья осуществлять трудовую деятельность, и только треть из них имеет работу. Что делается для решения этой проблемы? Реализуется закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, в соответствии с которым работодатели выделяют рабочие места для инвалидов. Сейчас по квоте работают около 7,5 тысячи инвалидов. Кроме этого в соответствии с майским указом президента в крае ежегодно создаются и оснащаются специальные рабочие места для инвалидов у работодателей края, которые получают грантовую поддержку на создание таких рабочих мест. В прошлом году было создано 365 специальных рабочих мест для инвалидов.
С начала 2015 года ситуация на рынке труда также имела положительную динамику. По состоянию на 1 мая уровень безработицы по краю равен 1,1 процента.
- Расскажите о перспективных направлениях в деятельности комитета. Какими вопросами занимаются парламентарии в настоящее время?
- Депутаты совместно с профильными министерствами продолжают работу над совершенствованием действующего краевого законодательства в области здравоохранения и социальной защиты населения. Во втором полугодии мы планируем работать над рядом серьезных законопроектов, например «Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории Ставропольского края». Его принятие позволит сделать налоговую нагрузку на иностранных граждан приближенной к нагрузке граждан РФ и увеличит конкурентоспособность на рынке труда в отношении специальностей, не требующих высокой квалификации. Еще один проект - «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О семейной политике в Ставропольском крае». Необходимость изменений назрела давно, краевой закон не менялся последние 10 лет, необходимо привести его в соответствие с требованиями федерального семейного законодательства.
Кроме того, комитет держит на постоянном контроле ряд конкретных вопросов, вызывающих интерес избирателей. Такие как строительство в Ставрополе регионального перинатального центра – на эти цели выделено из бюджетов всех уровней 2,5 млрд рублей. Строительство должно быть завершено в 2016 году. Безусловно, в центре нашего внимания будут оставаться вопросы льготного лекарственного обеспечения граждан (в крае около 500 тысяч человек пользуются правом получения лекарств бесплатно), а также вопросы государственной поддержки малоимущих граждан (в бюджете на эти цели предусмотрено 54 миллиона рублей), вопросы присвоения звания «Ветеран труда Ставропольского края» (такое звание получили уже более 100 тысяч ставропольчан) и многие другие.
О своей работе комитет и впредь будет информировать жителей края через средства массовой информации, а также на встречах с нашими избирателями.
24 июня 2015 года