Прощай, «Байконур». Здравствуй, «Восточный»!
По сей день над Курортным парком возвышаются корпуса ведомственного санатория ракетно-космической корпорации «Энергия», где побывали сотни ученых и конструкторов. Именно в Кисловодске каждый год встречаются ветераны космодрома Байконур, проживающие в Ставропольском крае. На днях во время очередной такой встречи ветеранов в музее «Крепость» корреспонденту «СП» удалось побеседовать о прошлом, настоящем и будущем отечественной космонавтики с руководителем ставропольского отделения Межрегиональной общественной организации ветеранов космодрома Байконур подполковником Рафаэлом Атаяном (на снимке).
Первым делом - «Сатана»
- Как вы попали на космодром и чем там занимались?
- На Байконур меня направили сразу после окончания Ростовского высшего командно-инженерного училища стратегических войск. Там я прослужил 21 год. Первые семь лет испытывал стратегические ракеты тяжелого класса, которые американцы называют «Сатана». Затем после принятия этой ракеты в эксплуатацию перешел на космический комплекс «Зенит». Он был принят в эксплуатацию в 1987 году и до сих пор используется. Это ракета диаметром четыре метра и высотой 60 метров. Заправленный топливом комплекс весит около 700 тонн и может поднимать на орбиту до 13 тонн груза. Уволился я в 1994 году с должности начальника комплексного отдела испытаний комплекса «Зенит». Одновременно мы испытывали разгонные блоки комплекса «Энергия – Буран». Последние четыре года служил на площадке № 1 - так называемом «Гагаринском старте». Именно с него запускали и продолжают запускать все отечественные пилотируемые космические корабли.
Байконур – это огромный комплекс, расположенный на площади около 6,5 тысячи квадратных километров. Город Байконур построили на берегу реки Сырдарья, на 300 километров восточнее Аральского моря. Город окружает трехметровая бетонная стена, попасть в него можно было только через пункты пропуска. В период расцвета космодрома в нем жили около 100 тысяч человек, в основном молодежь, военные. Средний возраст жителей составлял 29 лет. Детей было очень много. В Байконуре построили 13 общеобразовательных школ, две музыкальные, около 30 детских садов, радиотехнический техникум, филиал Московского авиационного института, плавательный бассейн «Орион».
Служили Отечеству
- Очевидно, пока мамы занимались с детишками, папы работали. Как это выглядело?
- Уезжали из города на работу с семи до восьми утра мотовозом – это 12 немецких купированных вагонов с кондиционированием. Он объезжал все площадки. До «Гагаринского пуска» от города 30 километров, до комплекса «Зенит» - 60, до ракетного комплекса «Протон», который доставляет на орбиту тяжелые грузы, – 90. Назад возвращались в семь-восемь часов вечера. И так каждый день.
Мы работали, ощущая, что нужны Отечеству. Бывало так: запускаешь «свою» ракету – она хорошо летит. Только вздохнешь спокойно – с соседнего старта запускают другую ракету, и она на наших глазах взрывается. Вскоре с третьего старта взлетает боевая ракета, а чуть позже с «Гагаринского старта» - пилотируемый комплекс. И все это в течение одного дня. Бывало, мы по двое суток находились на работе.
Раздел - развал - аренда
- Все это было в Союзе ССР. А как жил Байконур, когда Россия и Казахстан в одночасье превратились в суверенные государства?
- Казахстан предъявил свои права на космодром, и с 1992 по 1995 год на Байконуре произошел развал. В городе даже электроэнергии не было. В то время многие уехали. Пустующие квартиры заняли местные жители из соседних аулов. В итоге в Байконуре осталось около 70 тысяч жителей, но и из них лишь треть работала на космодроме. Потом Российская Федерация заключила договор аренды. За аренду Российская Федерация платит 150 миллионов долларов в год. Кроме того, порядка шести миллиардов рублей в год уходит на содержание космодрома.
Российский космодром в Лос-Анджелесе
- Известно, что с экватора гораздо легче выводить груз на орбиту, чем с космодрома, расположенного в высоких широтах, например с российского Плесецка. Почему бы не договориться с одной из экваториальных стран о строительстве там российского космодрома?
- В принципе это возможно, но рискованно. Пример тому – Венесуэла. Еще вчера, казалось, это наш надежный партнер. Однако умер президент Чавес, и сейчас непонятно, куда повернется вектор политики его преемников. Но идея жива: Россия построила ракетный комплекс типа «Союз» на французском космодроме «Куру» в Южной Америке. Однако там мы в основном запускаем коммерческие спутники других стран. Самый же масштабный зарубежный проект Роскосмоса – «Морской старт». Это бывшая самоходная нефтяная платформа. Ее порт приписки – бывшая военно-морская база США под Лос-Анджелесом. Оттуда платформа движется на экватор, в район острова Рождества. Рядом с ней идет теплоход водоизмещением 32 тысячи тонн. На нем располагаются командный пункт, боевой расчет и монтажный корпус. При приходе на экватор платформу притапливают, ракету выставляют в вертикальное положение, теплоход отходит на пять километров от платформы - и осуществляется пуск. На сегодняшний день с «Морского старта» сделали около 30 пусков. Из них лишь два были неудачными. Но это тоже в основном коммерческие пуски. Так что без космодрома на своей территории нам не обойтись.
Восточный - в пику Байконуру
- Намного ли условия для космодрома в Амурской области уступают условиям в южном Казахстане?
- В Амурской области он находится практически на одной широте с Байконуром. Если опять возникнут трения с Казахстаном, Восточный возьмет на себя все функции Байконура, в том числе пилотируемые космические пуски и вывод тяжелых грузов на орбиту. Сейчас у нас создана новейшая ракета «Ангара». Ее можно по-разному комплектовать в зависимости от поставленной задачи. Комплекс «Ангара» станет основным на космодроме Восточный. Президент России пообещал выделить необходимые средства для строительства на Восточном пусковых установок и научного центра, а также города Циолковский.
Но не все решают деньги. Не менее важны кадры. Все военные специалисты, которые работали на Байконуре, оканчивали военные вузы. Сейчас почти все они закрыты, остались только Серпуховское училище и институт имени Можайского. Да и личности масштаба Королева ныне в ракетно-космической отрасли России не видно.
На Луну и Марс - с американцами
- Президенту Путину доложили, что к 2015 году на Восточном осуществят первые пуски ракет, к 2018-му – пилотируемых космических кораблей. Следующим этапом станут пуски сверхтяжелых ракет для исследования Луны, Марса, дальнего космоса. Насколько, на ваш взгляд, эти планы реальны?
- Я бы предостерег от излишнего оптимизма. Достаточно вспомнить печальную историю с советской программой полетов на Луну. Ракету готовил главный конструктор Королев, но он скоропостижно скончался, а другого достойного руководителя проекта не нашлось. Конструкторское бюро Глушко не выдало требуемый двигатель. На нашу ракету пришлось ставить 32 двигателя, тогда как на американском «Аполлоне» стояло всего пять. В результате все четыре беспилотных запуска «Н-1» оказались неудачными. Параллельно ракету для полета на Луну разрабатывали фирмы Янгеля и Челомея. Деньги распылились, а толку не было, поэтому лунную программу в 1973 году закрыли. Аналогичная ситуация была с комплексом «Энергия – Буран». После первого же полета программу закрыли.
Я считаю, что озвученные планы к 2025 году с космодрома Восточный осуществить пилотируемый полет на Луну, а к 2030 – на Марс нереальны. Это возможно только совместно с американцами. У них уже готова новая тяжелая ракета, пригодная для пилотируемых полетов на Луну и Марс.
7 мая 2013 года