Как залечить раны войны на Кавказе
Для обсуждения этой весьма острой и болезненной темы в столицу СКФО приехали правозащитники из всех регионов, входящих в состав округа, сотрудники Следственного комитета, министерств внутренних дел и обороны, представители международных организаций, занимающихся проблемами розыска пропавших людей в постконфликтных регионах, а также матери солдат, пропавших без вести на Северном Кавказе.
Перед началом заседания заместитель руководителя департамента внутренней политики аппарата полномочного представителя Президента России в СКФО Алла Влазнева отметила, что власть и гражданское общество начали вести продуктивный диалог. Подтверждение этому - создание Общественного совета при полпреде Президента России в СКФО.
С основным докладом выступил председатель совета миротворческой миссии имени генерала Лебедя Александр Мукомолов. Он вернулся к истокам нынешних проблем. В начале 90-х годов минувшего века началось насильственное дробление федеральных государств. В 1991 году Хорватия объявила об отделении от Югославии. Вскоре ее примеру последовали Босния и Герцеговина, Косово. Вооруженное противостояние продолжалось пять лет и унесло 250 тысяч жизней. Еще десятки тысяч граждан бывшей федеративной Югославии пропали без вести. В это же время произошла череда вооруженных конфликтов и на территории бывшего СССР: в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии. Начались боевые действия между Азербайджаном и Арменией. Нараставшая нестабильность в Чечне привела в 1995 году к крупномасштабным вооруженным конфликтам, которые принесли горе сотням тысяч российских граждан. И эти раны до сих пор кровоточат. Залечить их - задача первостепенной важности и для государства, и для общества.
Совет миссии имени генерала Лебедя считает, что необходимо одновременно продвигаться по трем направлениям. Первое - это примирение с далеким прошлым. С Кавказской войной XIX века, послереволюционными репрессиями, раскулачиванием, депортациями. Да, сохранять память об этих трагических событиях нужно, но недопустимо использовать их в качестве детонатора межэтнического и межконфессионального противостояния.
Второе направление миротворческой деятельности - преодоление последствий вооруженных конфликтов.
- Помимо восстановления инфраструктуры и жилья, повышения качества жизни пострадавших мы должны установить судьбу всех пропавших, достойно захоронить всех погибших, - заявил Александр Мукомолов.
Третье направление он определил так: профилактика радикализации общества и возникновения новых конфликтов. Оно включает в себя весьма широкий спектр действий: от адаптации к мирной жизни бывших членов незаконных вооруженных формирований до осуждения пороков современного общества и пропаганды преимуществ мирного развития и добрососедства.
По данным миссии имени генерала Лебедя, согласованным с правоохранительными органами, на сегодняшний день пропавшими без вести в результате вооруженных конфликтов в Чеченской Республике числятся около 6000 человек, в Республике Дагестан - около 250, в Ингушетии и Северной Осетии - около 350, в Грузии и Южной Осетии - около 250 человек. В целом же на Кавказе на сегодняшний день неизвестна судьба около 8000 пропавших. Цифры постоянно меняются - по мере поступления новых данных, но в целом картина ясна. А потому основная цель круглого стола – создание в СКФО эффективного современного механизма розыска граждан.
По мнению выступавших, межведомственная несогласованность, медленное внедрение современных методов розыска и идентификации человеческих останков отдаляют достижение конечных результатов. На сегодняшний день отсутствует единая координирующая структура, разнородны подходы и стандарты, соответственно, нет единого разыскного механизма, единого банка данных образцов ДНК, при идентификации все еще недостаточно используется потенциал информационных технологий.
Участники круглого стола подготовили предложения для руководства СКФО, глав республик, Следственного комитета, прокуратуры, МВД, МО и ФСБ Российской Федерации.
12 октября 2012 года