Вениамин Госданкер: «От прошлого нельзя отряхнуться» - вышло новое издание книги
На этот раз Вен-Веныч пришел с царским подарком – только что вышедшей своей книгой, новым, дополненным изданием с уже знакомым мудрым названием «От прошлого нельзя отряхнуться». У книги теперь добротная твердая обложка, и «потолстела» она заметно – раза в два-три. Что вполне понятно: несколько десятков лет отдано Вениамином Вениаминовичем служению Музею. Не только Ставропольскому краеведческому, который он возглавлял долгое время, а музею как явлению жизни. Конечно же, ему есть о чем поведать своему читателю, который у Госданкера, безусловно, есть. И потому, что, слава богу, живет в нашем крае немалая армия таких же, как он сам, неравнодушных людей, живо откликающихся на события, и потому, что ценят люди то, сколько на Ставрополье разного ранга музеев буквально выпестовано знаниями, опытом, беспокойным сердцем Вениамина Госданкера.
Как вспоминает сам Вен-Веныч, вторая половина ХХ века – время, когда ему довелось работать в музее, – характеризуется высоким темпом собирательской работы. Это был и мощный, постоянный и очень увлекательный поиск, походы и поездки по сотням адресов, беседы с самыми разными людьми. Огромная, кропотливая творческая работа, в которой стержень – сложнейшая «музейная» психология, как называет ее Госданкер.
Сколько ярких событий и встреч вобрала в себя его книга. Что ни глава – все удивительно, все познавательно, все полезно для думающего человека! К примеру, замечательно показательная для своего времени история о водовозной бочке, которую автор с присущим ему тонким юмором величает «экспонатом, сданным в музей за ненадобностью».
- Она досталась нам по инициативе мудрейшего человека, одного из основателей колхоза «Коммунистический маяк», Героя Социалистического Труда Андрея Чухно, – вспоминает В. Госданкер. – Ведь сумел же он, сугубо хозяйственный человек, понять, что с пуском в селе водовода бочку не стоит выкидывать, что в ней тоже отражена целая эпоха… Кстати, именно при нем в колхозе уже тогда создавался свой музей! Таких человеческих трогательных контактов было немало… Ну и длинная музейная жизнь дает мне право поразмышлять о некоторых правилах, которые не мешало бы исповедовать и следующим поколениям музейных работников. Не уставал внушать своим товарищам: в музее надо работать долго, и музейщикам надо быть немножко публицистами! Посетитель и так видит экспонат, и не надо его описывать, надо интересно рассказать, как этот предмет попал в музей, откуда, почему, кто его нашел. Вообще, лучший экскурсовод – тот, кто сам занимается собирательской работой. Ну и немножко воспитателем надо быть тоже. Чтобы в музей тянулись люди!
Сам Вен-Веныч как раз блистательно владеет всеми этими качествами – публициста, рассказчика, собеседника, собирателя. При этом всем сердцем любящего своих коллег, понимающего их заботы и радости.
- Музей всегда привлекал замечательных работников. Таких как Людмила Иванова, Иза-белла Усова, Раиса Бунькова, Анна Швырева, Дина Страхова, Игорь Отюцкий… Годы работы с ними – годы счастья, – признавался мне как-то Вен-Веныч. – А времена были тоже не из легких. Чего скрывать, нас, конечно, эксплуатировали, приходилось выполнять функции идеологической подпорки и хрущевского, и брежневского периодов. Но не скажу, что так уж заставляли впадать в оголтелость. Мы занимались и по-настоящему творческой работой.
На страницах книги В. Госданкера предстает бурный, противоречивый, полный всплесков и потрясений ХХ век. Жестокий век, скажет о нем автор. Он, переживший блокаду Ленинграда, внесший свой солдатский вклад в Победу, видевший и оттепели, и перестройки, имеет право на такие определения. Потому как не ограничивается односторонними оценками, воздавая должное и лучшим проявлениям своей эпохи. Он никого не судит, просто размышляет о пережитом.
- Мы не имеем права судить людей прошлого по законам нашего времени. То, что нам кажется диким, жестоким, нелепым, для них было нормой и обычаем. В то же время я противник сусальности и наведения хрестоматийного глянца на многие «анекдоты милой старины»… Давайте откровенно: сегодня внуки не понимают, как это мы могли мириться с концлагерями, репрессиями, славить при этом Сталина. Что тут скажешь? Только одно: каждое время имеет свои законы, хорошие они или плохие. И музейщику это надо понимать.
Особо нежно и трепетно относится Госданкер к старой фотографии, готов без конца буквально петь ей дифирамбы. А ведь правда: в старых снимках есть то, что не может сделать никакой самый лучший художник – беспристрастно-точная фиксация лиц, событий, мгновений. А у каждого мгновения, помните, «свой резон»… Между прочим, десятки лет музейщики пополняли свои фотозапасы в редакции «Ставрополки», забирали снимки, уже отработанные в газете, так что вклад наших фотокоров навсегда останется в музейных фондах.
Выразительные названия глав книги – «Власть краеведения», «Река по имени факт», «Корни и ветви», «Солдатское поле», «Личные встречи», «Из дальних странствий возвратясь» – задают чтению искренний, доверительно-исповедальный тон. Без излишней сентиментальности, но с достаточной мерой тепла и любви. Любви к миру, к человеку, к своему делу. А по большому счету, к Родине и ее судьбе. Говоря словами самого автора, «ностальгическая слезливость, хрестоматийное причесывание былых времен и заслуг здесь не к месту».
Сколько лет знаю Вениамина Госданкера, столько от души завидую его неутомимости, жадности к жизни, стараюсь, как говорили когда-то, равняться на него, совершенно чуждого «возрастного» брюзжания, сохранившего чуткий взгляд на время и людей. Знаете, если человек в свои «за 80» осваивает компьютер, дружен с полюбившимся ему ноутбуком и со знанием дела критикует Интернет, это ли не признак настоящей молодости мысли и духа?! Опять процитирую Вен-Веныча из заключительной главы книги: «Трагедия старости не только в том, что стареешь, а в том, что чувствуешь себя молодым!». Вот уж кому-кому, а ему «трагедия старости» ничуть не грозит…
12 сентября 2012 года