Владимир Воронков: налоговая служба развивает дистанционные каналы обслуживания плательщиков
В том, что он хорошо знает налоговый потенциал края и тонкости работы, вряд ли можно сомневаться. Стаж службы у него изрядный – почти 17 лет. Причем до назначения на пост главного налоговика Ставрополья он занимал руководящие должности в различных межрайонных инспекциях края. Сегодня мы с ним беседуем о текущей собираемости налогов, а также о происходящих кардинальных изменениях во взаимоотношениях службы с налогоплательщиками.
– Владимир Витальевич, прежде всего спрошу о том, как вы оцениваете то «наследство», которое приняли в новой должности?
– Знаете, в данном случае я бы категорически отказался от слова «наследство», поскольку вся моя профессиональная деятельность в налоговых органах связана исключительно со Ставропольем.
Более того, давать какие-то оценки краевому управлению ФНС сложно. Это механизм, который работает по строго определенным нормам и правилам для достижения конкретной цели, а именно – максимального наполнения бюджета. От руководителя уже зависит то, насколько профессионален возглавляемый им коллектив и как эффективно используется его потенциал. В нашем управлении в этом плане серьезных проблем нет. Так, на данном этапе мы прогнозируем, что краевой бюджет 2011 года будет исполнен на сто, а может быть, и сто один процент. Мы фиксируем увеличение поступлений по НДФЛ, налогам на прибыль и имущество организаций. Это вселяет уверенность, что серьезных сбоев не будет.
– Тем не менее в напряженных условиях бюджетного дефицита, который край уже не первый год покрывает за счет заимствований, не могу не спросить: а по максимуму ли используются налоговые возможности нашего региона? Нередко звучат фразы о том, что здесь есть простор для работы…
– И в этом есть большая доля правды. Но вопрос не только к налоговикам. Ведь если говорить о перспективах роста налогового потенциала, то в первую очередь это зависит от активности бизнеса на конкретной территории. Динамика объема налоговых поступлений – это, по сути, отражение экономической ситуации в регионе. В крае предпринимаются серьезные усилия по привлечению инвестиций и созданию благоприятного климата, но пока во многих случаях это вопрос времени. Проекты, о которых мы так много слышим сейчас, должны реализоваться. Тогда сможем оценить налоговую отдачу.
Ни для кого не секрет, что львиную долю в бюджете края «съедает» социальная сфера. И как бы жестко это ни звучало, чтобы «прокормить» ее, краевым властям нужно создавать условия, чтобы работать и развиваться в легальном секторе экономики предприятиям было комфортно. И чтобы вместе с этим росло благосостояние населения.
Но есть и другая сторона медали. Я говорю о налоговой культуре, правосознании. К сожалению, пока это понятие бывает чуждо и населению, и руководителям бизнес-структур. Например, мы много говорим о больших долгах по транспортному налогу, которые у одного плательщика порой измеряются десятками тысяч рублей. Но подумайте: чтобы накопить долг перед казной хотя бы в пять тысяч рублей, владельцу обычных «Жигулей» надо не платить лет десять. Практика показывает, что граждане со скромным доходом, как правило, платят исправно. Напротив, нередко забывают о долгах люди далеко не бедные. И точно так же, желая сэкономить на налогах, они годами не вводят в эксплуатацию большие домовладения, построить или купить которые по средствам далеко не каждому.
Одну из важнейших функций налоговых органов я как раз вижу в том, чтобы привить людям уважительное отношение к тем законам, по которым живет экономика. В странах Запада, которые мы постоянно приводим в пример по многим позициям, уже закрепилось понимание, что необходимость оплачивать налоги – не чья-то блажь и не желание «задавить» бизнес, отобрать у него деньги. Это обязанность перед государством. И налоговые органы всех уровней должны стараться донести это.
Понятно, что тотальным налоговым контролем проблему не решить: искать черную кошку в темной комнате бессмысленно. При этом если вы бухгалтер или директор предприятия, то прекрасно можете просчитать, когда к вам в дверь могут постучаться инспекторы. В открытом доступе есть четкие критерии самооценки бизнеса. И этим нужно пользоваться. В свою очередь, налоговая служба нацелена исключительно на результат: как правило, организовывая проверку, мы представляем картину происходящего на предприятии и объемы возможных доначислений. И в последнее время фиксируется стопроцентная результативность выездных проверок.
– Все равно, признаюсь, с трудом верится, что проблема кроется только в правосознании людей. Сокрытие доходов, «серые» схемы по уходу от налогов и зарплата «в конвертах» – это реакция на те условия, в которых приходится нам всем жить…
– Мне кажется, что все перечисленное вами – это во многом уже пережитки прошлого. Постепенно приходит понимание, что жить и работать по общепринятым правилам и нормам, то есть быть «чистым» перед законом, выгодно и спокойно.
«Серые» схемы в той или иной степени существовали всегда и везде. Стараемся выявлять и бороться. Причем в этой борьбе мы не одиноки: там, где не хватает рычагов влияния у налоговой службы, привлекаем правоохранительные органы. И хочу отметить, что они здорово помогают - «серые» схемы «бледнеют».
К слову, много нерешенных вопросов остается в сфере акцизных сборов, и прежде всего алкогольных. Сейчас налоговыми органами СКФО по этому направлению проводится серьезная работа. То, что Северный Кавказ недополучает по этой статье, исчисляется миллиардами рублей. Вопрос остается на контроле главы Федеральной налоговой службы Михаила Мишустина и полномочного представителя Президента в СКФО Александра Хлопонина. Есть много предпосылок, что ситуация изменится. В частности, наконец должно появиться территориальное подразделение Росалкогольрегулирования в Северо-Кавказском федеральном округе. И следовательно, нам будет проще заниматься контролем этой сферы, а бизнесу – решать вопросы с лицензированием.
– В продолжение «теневой» темы. У нас в стране пока еще остается привычка решать даже самые простые вопросы через родственников и друзей, работающих в тех или иных ведомствах. Как часто вы, например, возглавляя межрайонные инспекции, сталкивались с просьбами, скажем так, личного характера?
– К счастью, это явление в налоговой сфере с каждым годом угасает. Работа службы становится прозрачнее, и сделать какие-то шаги влево или вправо уже сложно, будь ты обычным сотрудником инспекции или даже ее начальником. Я не говорю сейчас о бытовых мелочах – таких, как принять кого-то без очереди. Все мы люди, и говорить, что такого вообще не случается в инспекциях, просто смешно.
Но что касается контрольных мероприятий, то здесь уже все строго регламентировано и жестко контролируется. Места для маневров практически нет. И это хорошо, когда проверяющий не стоит перед каким-то выбором или искушением. Столь строгая система облегчает жизнь плательщикам, а самих налоговиков предостерегает от соблазнов. В этом плане, к слову, значительную роль играет Интернет. Он позволил нам наладить постоянную обратную связь с плательщиками.
– Кстати, о Всемирной сети. Федеральная налоговая служба теперь активно позиционирует себя, скажем так, в качестве сервисной организации. Причем, меняя формат взаимоотношений, акцент делается на дистанционное общение плательщика и инспектора дистанционным. Это сейчас востребовано бизнесом и населением?
– Да, интернет-сервисами налоговой службы, хоть они появились сравнительно недавно и долго работали в тестовом режиме, люди пользуются довольно активно. Они поняли, что можно никуда не ехать и не стоять в очередях, чтобы задать один вопрос, например, о наличии долгов. Реализована возможность подачи декларации через портал госуслуг. ФНС для развития удаленных каналов и их полноценного функционирования создает мощную технологическую базу.
К примеру, с начала этого года жителями нашего края с помощью сервиса «Узнайте свою задолженность» было сформировано свыше 277 тысяч платежных документов. Причем поинтересовалось своими долгами значительно большее число людей. Хотя для управления, конечно, более показательна сумма поступивших платежей, а она превысила 400 миллионов рублей. Причем с июня налогоплательщики могут не только сформировать платежный документ, но и оплатить свою задолженность, воспользовавшись услугой интернет-банкинга. Деньги будут списаны с указанного вами банковского счета. А после завершения операции можно распечатать чек, подтверждающий прохождение оплаты. Это очень удобно для современного человека.
Добавлю, что сейчас мы стараемся наладить регулярное взаимодействие с союзом молодежи края. Семинары для молодых порой оказываются намного полезнее. Подростки и студенты прекрасно дружат с Интернетом, а значит, смогут научить и своих родителей пользоваться элементарными сервисами.
В целом же курс на уход от прямого контакта – это не только шаги по искоренению коррупции. В первую очередь это наше желание упростить процедуру общения с людьми. Ведь этот процесс у нас осложнен вполне объективными вещами: мы не даем деньги, а забираем их. Я, конечно, утрирую, но вне зависимости от наличия проблем человек всегда идет к нам напряженным. Для оформления пособий, субсидий он принесет любую справку. А для нас он стараться не будет. Поэтому что-то лишнее требовать от налогоплательщика или вести себя некорректно – это значит, вызывать у него лишь раздражение и возмущение.
Я думаю, что в следующем году мы поставим веб-камеры уже во всех залах обслуживания налогоплательщиков. Во-первых, люди всегда смогут посмотреть, насколько эти залы наполнены и стоит ли идти в инспекцию сегодня. А во-вторых, наши сотрудники будут понимать, что за ними ведется наблюдение. И я в том числе смогу контролировать любую инспекцию в режиме онлайн. Такая доступность дисциплинирует как налоговиков, так и плательщиков.
– Вы хорошо знаете работу межрайонных инспекций. И, возглавив краевое управление, вы хотели бы что-то поменять или заполнить какой-то пробел во взаимодействии УФНС с инспекциями?
– Проблемы у инспекций и управления, по большому счету, почти одни и те же. Повторюсь, вся работа ориентирована исключительно на наполнение бюджетов разных уровней. Тем не менее, наверное, я постараюсь, в некоторых случаях перебросить чуть больше функций на краевое управление. Это отнюдь не означает централизацию, я говорю о содействии. К сложным проверкам, к примеру, порой лучше привлекать представителя управления. То есть он будет уже не просто давать рекомендации на расстоянии, а реально участвовать. Я не говорю о том, что инспекции раньше были в одиночестве. Но, думаю, можно сделать еще пару шагов для сближения.
– Вы строгий руководитель? Что в первую очередь требуете от коллектива?
– Я очень важное значение придаю дисциплине и профессиональной грамотности сотрудников. Вопросы налогоплательщиков ни в коем случае не должны ставить их в тупик. Потому в моих планах – установить более тесные контакты с учебными заведениями края. У нынешних выпускников довольно неплохой уровень теоретической подготовки, к тому же нам всегда нужны активные люди. Ведь принципиален один момент: мы не работаем, а служим. А это особая ситуация — как, скажем, у военных и полиции. Службу надо понимать и любить.
* * *
За 10 месяцев текущего года в консолидированный бюджет Ставрополья поступило свыше 33 млрд рублей, темп роста к аналогичному периоду прошлого года составил 112%. Краевой бюджет пополнился 23,5 млрд рублей (рост 15%), а поступления в местные бюджеты за январь - октябрь выросли на 7%, общая сумма составила 10 млрд рублей. Это позволило обеспечить исполнение плановых показателей на 102%.
* * *
За январь - сентябрь 2011 года налоговыми органами края проведено более 500 заседаний комиссий по легализации объектов налогообложения. Рассмотрено 1860 плательщиков, задолжавших НДФЛ и выплачивающих зарплату ниже среднеотраслевого уровня. В результате работы комиссий снизилась задолженность по НДФЛ почти на 100 млн рублей.
19 ноября 2011 года