Государственные и муниципальные услуги на Ставрополье переводятся в электронный вид
Поэтому неудивительно, что такая малоэффективная система нередко порождает чиновничий произвол и коррумпированность органов государственной власти. Предполагается, что кардинальным образом изменить их взаимоотношения с гражданами по любым вопросам - трудовым, имущественным, образовательным и т.д. - позволит перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид. Собственно, это и является одним из ключевых аспектов реализации краевой целевой программы о противодействии коррупции: снижение административных барьеров и повышение качества услуг даже предусмотрено в ее составе отдельной подпрограммой. И о том, чего уже удалось добиться, мы беседуем с заместителем министра экономического развития Л. ХОХРЯКОВОЙ.
- Людмила Викторовна, для начала хотелось бы определиться в количественном плане. Существует ли в крае и в стране в целом какой-то перечень услуг, которые могут называться государственными?
- В этом направлении министерство экономразвития края ведет активную работу, и мы уже получили определенные результаты. Напомню, что в июле прошлого года вступил в силу 210-й Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Реализацию его положений можно разделить по нескольким направлениям. О них расскажу по порядку.
Во-первых, это оптимизация состава госуслуг и закрепление их в соответствующих реестрах. Раньше, когда речь шла о количестве услуг и функций государства, назывались совершенно разные цифры. И это неудивительно, ведь имеется в виду не только предоставление всевозможных справок, лицензий, разрешений, которые запрашивает гражданин или предприятие, но и действия, связанные с надзором, когда чиновник приходит с проверкой.
Нами проведен масштабный анализ законодательства Ставропольского края и всех подзаконных актов. Итогом этого стало вычленение госуслуг, предоставляемых органами исполнительной власти региона как в рамках исполнения собственных, так и переданных федеральных полномочий. Это позволило нам сформировать соответствующие перечни услуг. Аналогичная работа ведется на муниципальном уровне, и минэкономразвития координирует процесс реализации 210-го ФЗ органами местного самоуправления.
Подробная информация об услугах – государственных и муниципальных – далее заносится в специальный сводный реестр. Таковой создан как у нас в крае, так и на федеральном уровне. Это, собственно, та информация о той или иной услуге, которую вы получаете на интернет-портале, где они все собраны. А также этот реестр - основа для последующего предоставления услуг в электронном виде.
- Таким образом, в крае создана, скажем так, информационная платформа для повышения качества и доступности госуслуг? А прописаны ли официально для всех алгоритмы их предоставления гражданам? Ведь именно существование таковых, понятное дело, исключает возможности для каких-то произвольных «маневров» чиновников, а соответственно и проявлений коррупции…
- Как раз регламентация госуслуг и стандартизация процесса их оказания является следующим направлением нашей работы. Закон требует, чтобы до 30 июля 2012 года по каждой услуге был разработан административный регламент, где были бы четко прописаны в числе прочего требования к ее качеству, срокам оказания и т. д. Также должны быть предусмотрены и ответственность за нарушение установленных правил, и процедура досудебного обжалования, в случае если к качеству предоставления услуги есть претензии.
В этом плане предстоит еще много работы. В Ставропольском крае приняты необходимые для этого процесса нормативные акты. И довольно интенсивно идет внедрение административных регламентов.
Обращу особое внимание, что уже регламентировано исполнение большинства контрольно-надзорных функций, осуществляемых органами исполнительной власти края, и работа в этом направлении продолжается. Проще говоря, досконально прописываются процедуры проверок. И их планы ведомства обязательно согласуют с краевой прокуратурой и публикуют в Интернете. То есть субъект малого бизнеса может заранее изучить информацию о том, какое из ведомств и когда собирается его проверять, как это должно происходить. Таким образом, вполне можно подготовиться к проверке. Это, по сути, и есть то, на что нацеливал нас президент в плане снижения административных барьеров.
- Ну и теперь подходим к самому важному. Предоставление госуслуг в электронном виде - для Ставрополья это перспектива ближайшего времени?
- По сути, это уже реальность, хотя, конечно, лишь по ограниченному набору госуслуг. В частности, в электронный режим переведены уже отдельные услуги министерства образования края.
В первоочередном порядке на новые рельсы в ближайшее будет переводиться и целый ряд социальных государственных услуг, прежде всего по здравоохранению, соцзащите, занятости и др. Это 53 услуги, оказываемые органами исполнительной власти, и 23 - муниципалитетами. По ним нами выдерживаются все запланированные в графиках сроки. Так, как я уже говорила, вся информация о них занесена в сводный реестр. И на следующем этапе на интернет-портале госуслуг будет открыт доступ к функционированию «личного кабинета». Кто-то на других примерах уже знает, что представляет собой подобный сервис: регистрируясь по данным нескольких документов – ИНН и страхового свидетельства, - каждый может как уточнить актуальную для себя информацию по тем или иным услугам, так и получить некоторые из них.
Следующий этап перевода первоочередных социальных услуг в электронный режим предусматривает возможность для заявителей представить в электронной форме заявление с использованием регионального портала. А в будущем заявителю будет доступен сервис, позволяющий отследить в режиме онлайн весь процесс и узнать, на каком этапе реализации в данный момент ваш запрос.
Подчеркну, это очень большой пласт работы, в процессе которой отшлифовывается технологическая платформа. Ведь в итоге на каждую существующую услугу должен быть создан некий программный продукт, содержащий алгоритм ее оперативного предоставления. Органы исполнительной власти края внимательно отслеживают, кто именно задействован в предоставлении конкретной услуги, как документы попадают от одного ведомства к другому и в какие сроки. Ведь только при владении полной картиной можно оптимизировать все эти процессы и прописать возможности взаимодействия органов власти.
Кроме того, эта технологическая работа невозможна без серьезных изменений в законодательстве на всех уровнях. Ведь многие нормы попросту не позволяли межведомственное взаимодействие, и, к примеру, во многих федеральных законах прописано, что заявитель должен явиться лично за услугой, и подача заявлений в электронном виде даже не предусматривается. В этом плане целая масса моментов требует урегулирования.
- Людмила Викторовна, есть еще такой вид услуг, как сопутствующие. К примеру, получить разрешение на строительство невозможно без проведения государственной экспертизы проекта. Предприниматели нередко жалуются на то, что творится неразбериха с ценами на эти сопутствующие услуги…
- Действительно, проблема взимания платы в таких случаях стояла очень остро. Кое-где, надо признать, это стало свое-образным «бизнесом» при госорганах. Упомянутый мною 210-й ФЗ как раз нацелен на то, чтобы эти процессы были урегулированы. И теперь определено, что плата за оказание каждой сопутствующей услуги будет установлена государством.
В крае установлен следующий порядок: орган исполнительной власти, предоставляющий сопутствующую услугу, разрабатывает свои методики расчетов оплаты за ее оказание. Эти схемы проходят обязательную экспертизу в министерстве экономического развития на соответствие утвержденному административному регламенту. А Региональная тарифная комиссия, в свою очередь, смотрит, насколько обоснованна эта плата, и устанавливает ее предельный уровень. Таким образом, опять же, исчезает почва для коррупции.
- Перевод госуслуг в электронный вид тесно связан с вопросом создания многофункциональных центров (МФЦ), работающих по принципу «одного окна». Человек обращается туда, предположим, за каким-то документом, и бюрократический процесс его не касается...
- Сейчас в крае успешно действуют семь МФЦ – в Александровском, Советском, Степновском, Красногвардейском, Курском районах, а также в Изобильном и Невинномысске. В среднем там предоставляется от 17 до 60 услуг и одновременно действует от трех до семи окон обслуживания. Однако отмечу, что это моноцентры, предоставляющие гражданам услуги только в сфере социальной защиты. И сейчас еще прорабатывается вопрос о возможности расширения спектра их работы.
Тем не менее уже к концу этого года в крае должно появиться два полноценных многофункциональных центра – в Ставрополе и Кисловодске, чьи заявки победили в конкурсном отборе. Ведь в рамках реализации мероприятий краевой целевой программы «Противодействие коррупции в сфере деятельности органов исполнительной власти» предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование расходов, связанных с созданием МФЦ. В 2011 году на эти цели направлено 58 миллионов рублей.
Краевой центр из региональной казны получил 23 миллиона рублей. Задачу создания МФЦ Ставрополь решает на базе двух зданий - администраций Ленинского и Октябрьского районов, которые сейчас реконструируются. По завершении этих работ новый МФЦ будет предоставлять горожанам 183 государственные услуги. Причем независимо от того, куда из двух точек вы обратитесь. Это просто вопрос удобства и комфорта.
Кисловодский МФЦ разместится на площади более чем 800 квадратных метров. На реконструкцию здания курорт получил около 31 миллиона рублей. В многофункциональном центре каждый житель Кисловодска сможет получить 120 услуг.
Минэкономразвития края координирует процесс создания МФЦ и контролирует расходование средств. Сейчас нами ведутся переговоры с федеральными структурами, чтобы представители территориальных подразделений ряда ведомств - к примеру, Росреестра, миграционной службы и др. - также находились в МФЦ. Тогда заявители смогут обращаться в центр и за получением федеральных госуслуг.
- И последний вопрос из разряда традиционных. Как в борьбе с административными барьерами и коррупцией в сфере предоставления госуслуг Ставрополье выглядит на фоне регионов-соседей?
- Однозначно сказать, наверное, нельзя. В частности, что касается развития портала государственных услуг и процесса их перевода в электронный вид, то мы однозначные лидеры в Северо-Кавказском округе. Республикам до нас еще далеко. Да и в общероссийской статистике, где Ставрополье занимает 23-е место, мы тоже смотримся неплохо.
В плане развития сети многофункциональных центров логичнее сравнивать край с регионами ЮФО - в некоторых из них работа по созданию МФЦ началась намного раньше, чем у нас. К примеру, очень активную деятельность в этом плане развернула Ростовская область, где некоторые муниципалитеты самостоятельно создают МФЦ, причем полноценные. И сейчас степень покрытия центрами областной территории превышает 60 процентов. Мы пока говорим о достижении более скромных результатов: по окончании реализации антикоррупционной программы МФЦ на Ставрополье должны покрыть 40 процентов территории.
9 сентября 2011 года