Митинг под крылом «Самолета» – летчики встали на защиту памятника в Ставрополе
Несмотря на то, что православные праздновали Святую Пасху, к зданию бывшего Ставропольского высшего военного авиационного училища (военного института) имени маршала авиации В. Судца пришли около 70 человек. Это выпускники училища, ветераны авиации и журналисты. Причиной открытого офицерского собрания (или, может, стихийного митинга?) стала судьба как самого самолета, «взлетающего» на перекрестке улиц Ленина и Ломоносова, так и прочих памятников и барельефов, располагавшихся ранее на территории учебного заведения.
Сегодня ставропольчане диву даются, с какой скоростью привычные их глазу корпуса бывшего авиационного училища превращаются в каменные остовы без крыш и окон.
Работы по реконструкции (или демонтажу?) зданий продвигаются стремительно и напористо. Кто этим занимается и что здесь будет - горожанам неизвестно. Слухи вокруг будущего огромного комплекса в самом центре города ходят самые разные. Ставропольцам же явно не безразлично, что появится на месте знаменитого военного вуза, давшего миру космонавтов, Героев страны, генералов, почетных граждан и «просто летчиков», штурманов и инженеров.
Собравшиеся в первую очередь выражали, мягко говоря, недоумение молчанием компетентных лиц: если строится Президентский кадетский корпус - то так и надо заявить, если гостиница или супермаркет - то чего же тут скрывать?
В общем, Министерство обороны (которому, по логике вещей, принадлежала эта земля, пока на ней базировались военные) в своем амплуа - всюду старается соблюдать строжайшую секретность. Помнится, 1 марта в Ставрополе побывал министр Анатолий Сердюков. Местных журналистов к нему и близко не подпустили. И они мучались вопросом: а зачем приезжал-то? Лишь на следующий день о визите на одном из новостных сайтов обмолвился его пресс-секретарь. В эти дни новая, официально не подтвержденная информация бродит из уст в уста, мол, недавно краевой центр посетила заместитель министра обороны по финансам Татьяна Шевцова. Чего хотела-то?
Пеленой непонятной секретности окутана и судьба четырех «училищных» памятников: дважды Герою Советского Союза летчику-космонавту Владимиру Комарову, Герою Советского Союза маршалу авиации Владимиру Судцу, воинам-освободителям и выпускникам вуза, погибшим при исполнении воинского долга. Известно только, что их демонтировали, причем барельеф маршала, по словам члена совета ветеранов «летки» подполковника запаса Виктора Москаленко, был поврежден.
Получается, что тем, кто нынче хозяйствует на бывшей училищной земле, память об этих людях не нужна? Немного успокоили собравшихся слова председателя совета ветеранов училища Александра Хромченко: полковник запаса заверил, что волноваться по этому поводу не надо, городские власти планируют установить памятники в новом месте - на Аллее Славы в парке Победы.
О демонтаже самолета МиГ-17 тоже официально не сообщалось, эта информация получена авиаторами «оперативным путем». Правда, в серьезности намерений Министерства обороны в отношении ставропольской реликвии никто из них даже не сомневается. Однако присутствовавшие недоумевали: каким образом Минобороны может распоряжаться объектами, находящимися на муниципальной земле, ведь «Самолет» возвышается на постаменте не на территории вуза, а на улице краевого центра...
И вообще, если уж действительно на месте бывшего высшего военного учебного заведения будут создавать кадетский корпус, то какой смысл в демонтаже памятников воинской славы? Ведь кадеты должны будут учиться на достойных примерах героев. Или нет?
- Мы не против реконструкции, но против уничтожения славных боевых традиций, нужно помнить о патриотическом воспитании молодежи, - заявил В. Москаленко. - «Самолет» никому здесь не мешает, а, скорее, наоборот. Как без него будет жить центр города, я себе и не представляю.
А еще на этом офицерском собрании живо обсуждалась такая тема: якобы строительные работы ведет некая санкт-петербургская фирма, которая привезла для выполнения реконструкции комплекса выходцев из Средней Азии. Резонный вопрос: почему никто не озаботился предоставлением рабочих мест на этом объекте тем сотрудникам летного училища, кто остался без работы после перевода вуза в Воронеж?
В итоге офицеры приняли обращение к Президенту России Д. Медведеву, где, в частности, говорится: «Дмитрий Анатольевич! Не позвольте до конца уничтожить память о летном училище, о людях, посвятивших себя мужественной и гордой профессии военного летчика. Мы живы как народ, пока жива память, объединяющая нас!».
А вот одно из писем в редакцию «СП». Выпускник СВВАУЛШ ПВО 1978 года Александр Шеметов горько замечает: «Негоже российской власти сокрушаться и писать ноты протеста по поводу переноса памятников советским воинам в других государствах и одновременно уничтожать подобные реликвии в своей собственной стране».
* * *
От редакции. Просим считать данную публикацию официальным запросом к Министерству обороны РФ, правительству Ставропольского края и администрации г. Ставрополя. Просим разъяснить, что же именно появится на месте бывшего летного училища, кто именно осуществляет работы по реконструкции, за счет каких бюджетных статей. Перед выходом номера в печать мы попытались получить ответы на эти вопросы или хоть какой-то комментарий у начальника Ставропольского гарнизона. Увы, абонент телефона для связи с ним в течение дня был «недоступен».
27 апреля 2011 года