09:03, 28 декабря 2010 года

Предприятия ЖКХ нарушают федеральный закон «О персональных данных»

В свободной форме

Если вкратце, то содержание этих бумаг предполагает согласие собственника той или иной конкретной квартиры на обработку его персональных данных. Причем, забегая вперед, заметим, что далеко не каждый бланк такого «согласия» содержит ответы на вполне логичные в данном случае вопросы: кто конкретно собирается обрабатывать эти данные, зачем и на протяжении какого срока. Но здесь, как правило, на них мало кто доступно отвечает, в ход нередко идет прием управдома из фильма «Бриллиантовая рука». Помните, что она говорила, «втюхивая» жильцам лотерейные билеты? «А не будут брать — отключим газ!»…

В нескольких управляющих компаниях Ставрополя, куда корреспондент «СП» обращалась за разъяснениями, на вопросы скупо отвечали практически одно и то же. Мол, действующий Федеральный закон «О персональных данных» в обязательном порядке требует такие «формальности». И без этих бумажек-согласий, к примеру, Ставропольский городской расчетный центр, а вкупе с ним и остальные коммунальщики не смогут делать расчеты и, соответственно, рассылать всем нам привычные квитанции на оплату потребляемых горожанами электроэнергии, газа, тепла, воды и т. д. Интересуюсь, не предусмотрены ли в таком случае законом какие-то единые требования к разрешениям на обработку наших приватных данных? Ведь каждая контора предлагает обитателям «опекаемых» ими домов подписать варианты бланков, где порой совершенно разные условия. Из полученных однотипных ответов можно сделать вывод, что разрешение гражданином может быть дано «в свободной форме», главное – чтобы оно вообще было…

А третий – лишний

Согласитесь, столь абстрактные пояснения не могут рассеять сомнения. Вроде как 152-й Федеральный закон «О персональных данных», где речь идет о защите нашей с вами конфиденциальной информации, ставит строгие рамки, а тут вдруг такие вольности…

На самом деле коммунальщики, проводя такие «рейды», сильно лукавят, поясняют ситуацию в управлении федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ставропольскому краю. Роскомнадзор является уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных. На протяжении этого года его специалисты провели целый ряд проверок предприятий жилищно-коммунального комплекса. Без нарушений не обошлось практически нигде. И ключевая претензия заключается в том, что те, работая с персональными данными своих клиентов, без их письменного согласия свободно делятся этой информацией с третьими лицами.

Область применения упомянутого закона достаточна широка. Это можно понять уже по ключевому определению: персональные данные представляют собой совокупность информации, владея которой, можно идентифицировать человека. Это может быть его фамилия, имя, отчество, адрес, семейное, социальное и имущественное положение, образование, профессия и т. д.

– Сферу жилищно-коммунального хозяйства можно назвать одной из самых проблемных. Не будут преувеличением слова о том, что здесь с хранением персональных данных сейчас полный беспорядок, – комментирует вопросы, с которыми читатели обращаются в «СП», руководитель краевого управления Роскомнадзора Дмитрий Поляничев. – По многим аспектам деятельность организаций коммунального комплекса не соответствует требованиям Закона «О персональных данных», который детально прописывает соблюдение конфиденциальности. Предполагаю, что именно проведенные нами проверки и выданные по их результатам предписания побудили управляющие компании, ЖЭУ и ТСЖ Ставрополя, а также «Ставропольский городской расчетный центр» в массовом порядке начать сбор согласий с горожан. Последних это испугало, и действительно, есть веские основания для беспокойства, речь же идет о сохранности личных данных…

Итак, выясняется следующее. Если вы как собственник квартиры заключили договор на обслуживание дома с управляющей компанией или ЖЭУ, то они могут без дополнительных запросов и разрешений работать с вашими персональными данными. Ведь при оформлении договора вы сами – в добровольном порядке – предоставили организации необходимую в данном случае информацию о себе. Но вот выходить за пределы конкретного предприятия эти данные не могут: они, скажем так, лишь для внутреннего пользования, которое также регламентировано. И вот здесь выявляется главная проблема, с которой столкнулись коммунальщики, — как получить согласие всех обитателей многоквартирных домов на обработку их персональных данных третьими лицами. Практика ведь сложилась с советских времен: поставка коммунальных ресурсов осуществляется адресно, соответственно, и списки жильцов ЖЭУ со всей сопутствующей информацией (размер жилплощади, наличие льгот и др.) исправно поставляют водоканалу, электрикам, газовикам и т. д.

– Нарушает закон и та организация, которая передает третьей стороне персональные данные человека, не получая на это его письменного разрешения, и та, что обрабатывает их без его согласия, – рассказывает Д. Поляничев. – К примеру, специалисты управления Роскомнадзора по обращениям граждан провели не одну проверку «СГРЦ». Не хочется сыпать громкими словами, но можно предполагать наличие колоссальных нарушений: у расчетного центра нет разрешений абсолютного большинства горожан на обработку их данных. Но здесь мы несколько скованы законом. Наше ведомство может по итогам каждой проверки выдать предписание об устранении нарушения, допускаемого только в отношении конкретного человека, обратившегося к нам. «СГРЦ» в таких случаях должен прекратить обработку и уничтожить полученные незаконным путем персональные данные этого человека. Материалы проверок мы передаем в прокуратуру, где принимается решение о наказании. Роскомнадзор, в свою очередь, готов разъяснять предприятиям жилищно-коммунального сектора положения закона, чтобы они правильно провели у себя «работу над ошибками».

«Зеленый свет» на семь десятков лет

А таковые коммунальщики в поисках наиболее коротких путей решения проблемы, к сожалению, допускают чуть ли не на каждом шагу. К примеру, недавно «СГРЦ» в одной из городских газет опубликовал объявление, в котором сообщал гражданам, что приступил к обработке их персональных данных.

– Но это отнюдь не тот случай, когда можно применять такие «публичные» методы, речь идет о работе с конфиденциальной информацией, и далеко не все могут быть согласны, чтобы ею владел расчетный центр. Нужна индивидуальная работа, – говорит заместитель начальника управления Роскомнадзора по СК Виктор Шипилов. Он также показывает на собранные ведомством бланки «разного калибра», которые управляющие компании разными способами принуждают подписать жильцов. – Мы пока не видели ни одной подобной бумаги, где не было бы нарушений требований закона о персональных данных. К примеру, возьмем такую фразу «Оператор вправе обрабатывать мои персональные данные посредством внесения их в электронную базу данных, включения в списки (реестры) и отчетные формы». Здесь остается ставить только вопросы – кто этот оператор, что это за базы, кому они принадлежат и зачем там нужны данные обо мне? Закон исключает подобные неясности: вы должны знать, кто конкретно будет иметь доступ к вашей приватной информации, какие именно данные могут передаваться третьим лицам и с какой целью.

Процитируем еще более занятные моменты, под которыми также предлагают горожанам поставить свою подпись. Вчитайтесь: «Срок хранения моих персональных данных составляет семьдесят пять лет. Настоящее согласие действует бессрочно», «Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано через суд», «В случае получения заявления об отзыве настоящего согласия на обработку персональных данных оператор обязан прекратить их обработку в течение периода времени, необходимого для завершения взаиморасчетов». Опять же специалисты управления Роскомнадзора уточняют: по закону такие расплывчатые формулировки не допускаются. Каждый гражданин вправе самостоятельно, давая согласие на обработку его приватных данных или заключая соответствующий договор, оговорить сроки их хранения в организации, обозначив период более реально.

Правда, выявляя такие «экземпляры», инспекторы Роскомнадзора в большинстве случаев не могут найти авторов бланков. Управляющие компании, уже смекнув, что им грозит штраф, чаще всего открещиваются от распространяемых среди жильцов «согласиловок»… Поэтому остается добавить: внимательно читайте, что вам предлагают подписывать.

*****

Конечно, здесь нельзя не сказать о возникающем чувстве несоизмеримости того, что требует закон, с тем, что те же коммунальщики в ближайшее время смогут сделать. Получить согласие каждого клиента будет вряд ли возможно. Очевидно, что перестройки потребует вся система взаимоотношений предприятий и их клиентов (и относится это не только к сфере ЖКХ). Иначе проблемы грозят перейти в разряд хронических. Ведь пока каждый из нас точно не знает, где «крутится» информация о нем, остается опасность, что паспортные данные или иные сведения «всплывут» там, где мы этого совсем не ждали…

P.S. Напоследок добавим еще пару моментов. По большому счету, нарушениями федерального закона о персональных данных можно считать и рассылку «открытых» квитанций, то есть не запечатанных в конверт (это разрешено законом только почтовикам и связистам в некоторых конкретных случаях), и вывешивание в подъездах многоэтажек списков должников. Если вы решительный и настойчивый человек, можете готовить иск в суд. Судебная практика в подобных случаях у нас в стране пока складывается не в пользу коммунальщиков…

««Приватный» бардак, или Кто отменил гриф «Секретно»»
Газета «Ставропольская правда»
28 декабря 2010 года