Что делается на Ставрополье для возвращения мира и стабильности
Растет число массовых хулиганских выходок с межэтническим подтекстом со стороны молодежных группировок, добавляя нервозности общественному сознанию.
О том, что делается в крае для возвращения на ставропольскую землю мира и стабильности на законодательном уровне, корреспонденту «СП» рассказал председатель комитета ГДСК по безопасности, межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству, депутат, принадлежащий к фракции партии «Справедливая Россия», Е. Болховитин.
- Противостоять терроризму и экстремистским настроениям может только объединенное общество, тесное сотрудничество органов государственной власти и правопорядка с общественностью. На мой взгляд, такой здоровой консолидирующей общественной силой, имеющей мощнейший потенциал в вопросах защиты безопасности граждан, может и должно стать казачество. Поэтому одной из основных целей возглавляемого мной комитета «в связке» с думским комитетом по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению является усиление роли ставропольского казачества в общественно-политической жизни региона.
Из конкретных мер, разработанных депутатами для усиления влияния казачества на Ставрополье, в качестве примера назову увеличение в разы бюджетного финансирования программ его поддержки. Если в нынешнем году на эти цели предназначалось 5,5 млн руб., то в бюджете следующего года прописана сумма в 10 млн руб., а на период 2012-2014 гг. запланировано 47,8 млн руб.
Кроме того, приняты и уже работают законы, определяющие статус казака, регулирующие участие казачества в охране общественного порядка, патрулировании улиц и мест массового скопления людей. Разработана система льготного землепользования для представителей казачьих обществ.
Еще одним важным пунктом программы поддержки казачества является развитие кадетского образования, наполненного казачьим компонентом. Необходимо, чтобы наши дети знали и помнили историю своей земли, своих предков, росли ответственными гражданами малой родины. От того, как мы сегодня воспитаем детей и внуков, будет зависеть не только судьба Ставрополья, но и будущее всего российского Кавказа. Поэтому именно эта часть программы поддержки казачества является самой расходной.
– А кем разрабатываются и оцениваются образовательные программы для кадетов и можно ли уже говорить о каких-то результатах этой работы?
- Несомненно, результаты уже есть – в тридцати трех школах края созданы кадетские классы, в которых в рамках дополнительного образования преподается казачий компонент. В первую очередь это история, культура и традиции казачества, спортивная подготовка, творческие студии по изучению и исполнению казачьего фольклора, овладению традиционными прикладными ремеслами. Что касается программ, то разрабатываются они специалистами, педагогами, а оцениваются представителями казачьей общины совместно с районными отделами народного образования.
Конечно же, того числа кадетских классов, которое мы имеем сегодня, крайне мало, это просто капля в море для нашего края. В перспективе мы видим возможность такого образования для всех желающих и открытия не только кадетских классов в каждой станице и селе, но и специализированных учебных заведений – кадетского корпуса в Иноземцево и кадетской школы в Буденновске.
– Еще в бытность Ставрополья в составе ЮФО президентом страны было озвучено, что в одном из субъектов округа будет открыт президентский казачий кадетский корпус с федеральным финансированием. Теперь, когда появился новый федеральный округ – Северо-Кавказский, нет ли идеи создать его на нашей территории?
- Естественно, край очень заинтересован в этом. Но, к сожалению, решение вопроса не в нашей компетенции. Свои доводы и аргументы мы передали в органы высшей государственной власти через совет по делам казачества при президенте страны, в который входят губернатор В. Гаевский и атаман Терского казачьего войска, депутат ГДСК В. Бондарев. Тем более что филиалы военных училищ в Ставрополе были закрыты, и просто жалко потерять оставшуюся у нас материальную и образовательную базу.
Вызывает беспокойство сам факт, что с закрытием военных училищ существенно усилился отток нашей молодежи на учебу в другие регионы. И теперь более половины студентов ставропольских вузов – гости из соседних республик. Такая диспропорция не может не сказываться на криминальной обстановке, не способствовать росту числа межэтнических конфликтов. Появление президентского кадетского казачьего корпуса, несомненно, помогло бы справиться с этой ситуацией. Но пока что на наши доводы ответа нет.
В то же время наша недавняя поездка с целью обмена опытом на Кубань и Дон показала, что и на уровне субъектов можно сделать очень многое в деле кадетского образования. В Краснодарском крае действуют 5 кадетских корпусов, работающих в режиме интернатов, а в Ростовской области их 6, причем 2 организованы и финансируются из средств федерального бюджета, хотя и не являются президентскими. Поставив дело на должный уровень, шансы убедить государство в правоте своей позиции увеличиваются в разы, отсюда и ощутимая федеральная поддержка появляется. Постараемся этот опыт внедрить и у нас.
– Евгений Васильевич, сейчас во многих городах и станицах края улицы патрулируют казаки. И, говоря о потенциале казачества в вопросах охраны правопорядка, нельзя не коснуться темы социальных гарантий для несущих такую службу. И еще вопрос: какими полномочиями и оружием располагает казачий патруль? Какую оплату получает казак за несение этой службы и из каких фондов она осуществляется?
- Как правило, патрулирование осуществляется совместно с представителями органов правопорядка, и казаки выступают в роли добровольных помощников. Есть и самостоятельные казачьи патрули, например, они работают в пригородных электропоездах, лесничествах, создают добровольные пожарные бригады. Но все равно работают в тесной связке с государственными органами власти. Обнаружив правонарушение или возгорание, другую экстремальную ситуацию, связываются с милицией, егерской службой, пожарной охраной, которая оперативно принимает необходимые меры. Задача патруля до приезда специальных служб по возможности задержать преступников, не применяя при этом никакого оружия, если необходимо, помочь эвакуироваться людям, оказавшимся в опасной зоне. В общем, действовать по обстоятельствам. Сегодняшняя служба казачьих патрулей выполняет, в общем-то, те же функции, которые в советское время исполняли добровольные народные дружины. И эффективность этой службы налицо. В тех муниципалитетах, где есть казачьи патрули, преступность заметно снизилась, особенно случаи хулиганства.
Только в отличие от советских дружинников казаки не имеют никакого денежного вознаграждения, премий, льгот, дополнительных дней отпуска. Более того, федеральным законодательством не предусмотрено никаких социальных гарантий для казаков, получивших во время несения службы ущерб здоровью, как и для их семей в случае гибели казака. И эти проблемы могут быть решены только на федеральном уровне, так как рамки закона не предусматривают возможности для краевых поправок. Нет юридической возможности для подзаконных актов субъекта, чтобы на уровне края отрегулировать такие вопросы. Мы, при всем нашем желании, не имеем права прописать в бюджете края статью расходов на эти цели.
По сегодняшнему законодательству, создав свои целевые программы, финансировать оплату социальных гарантий для казаков, пострадавших во время несения патрульной службы, могут муниципалитеты. Но у муниципалитетов в подавляющем большинстве не столь велики доходы, у них просто нет для этого финансовых возможностей.
Хотя должен сказать, что сейчас многие муниципалитеты, оценив помощь казаков в вопросах охраны правопорядка, все-таки делают попытки изыскивать средства на собственные программы поддержки казачества. Суммы, конечно, мизерные – в небольших муниципалитетах это 50-60 тыс. руб. в год. Но тем не менее…
На своем уровне краевая Дума может выделять деньги только на конкурсной основе под лучшие программы поддержки казачества. И если конкурс на лучшую программу организации и ведения кадетского класса – процедура достаточно понятная и прозрачная, то оценить эффективность казачьей дружины на перспективу и предстоящее число форс-мажорных случаев при несении ею службы довольно сложно. Тем не менее наши наработки по этой проблеме переданы высшему руководству страны, поэтому очень надеемся, что вопрос будет решен.
– Если обратиться к проблеме оздоровления государственных органов, призванных обеспечивать гражданам защиту, то первое, о чем необходимо говорить, – это антикоррупционные меры. Федеральный закон по противодействию коррупции критиковался много и многими, назывался беззубым и аморфным. Известно, что на уровне края велась большая работа по выработке местных подзаконных актов, призванных дать закону силу и полномочия по пресечению фактов коррупции в органах власти. Как оцениваете результаты этой работы?
- Работа действительно была проведена колоссальная. Над законом работали не только депутаты и наши юридические службы, активное участие принимали представители общественности, нам помогал Уполномоченный по правам человека в крае А. Селюков. Были обозначены жесткие и конкретные антикоррупционные меры с учетом особенностей и специфики региона.
Но когда мы передали плоды наших трудов на экспертизу в Управление юстиции по СК и прокуратуру, получили заключение из этих органов о несоответствии наших инициатив рамкам федерального законодательства. Приведение же в рамки завершилось тем, что закон края, по сути, оказался таким же малодейственным, носящим, скорее, декларативный характер, как и федеральный. По большому счету, закон говорит о том, что коррупция в органах власти – явление постыдное и опасное, но вот реального наказания за него не предусматривает. Естественно, свою позицию через наших представителей в Кремле мы озвучили. Прислушаются ли к ней, покажет время.
– Еще один горячо обсуждаемый и общественностью, и СМИ закон о так называемом «комендантском часе» для несовершеннолетних, принятый более года назад. Закон, призванный, по сути, снизить преступность в крае. Что можно сказать о его эффективности?
- При всей настороженности, с которой общество приняло его первоначально, оказалось, что положительного этот документ принес гораздо больше, чем отрицательного. Сегодня вы практически не увидите ночью в увеселительных заведениях несовершеннолетних. Последние рейды показывают, что такие нарушения стали единичными.
В первую очередь сыграл свою роль тот факт, что хозяевам ночных клубов и дискотек за несовершеннолетних посетителей теперь выставляются существенные штрафы. Слишком накладно стало развлекать таких клиентов, клубы сами заинтересованы не впускать на свою территорию малолеток. И вот результат: как показывают последние статистические данные, число преступлений, совершенных подростками, и число преступлений в отношении несовершеннолетних снизилось по сравнению с прошлым годом на 18 – 20% в среднем по краю.
– В канун 65-летия Великой Победы много внимания уделялось проблемам ветеранов. И именно ваш комитет отвечал за выработку решений по всем ветеранским вопросам, самым важным из которых являлось обеспечение всех нуждающихся фронтовиков жильем. Удалось ли решить эту проблему на территории Ставрополья и что делается для ветеранов сейчас, после того как отгремели праздничные салюты?
- Все ветераны, которые встали в очередь по улучшению жилищных условий до 2005 года, а это около 900 человек, жилье получили. Вставшие на очередь после этой даты, сейчас это 1200 ветеранов и ветеранских вдов, постепенно, самое позднее в 2014 году, тоже будут квартирами обеспечены.
У нас в крае произошли небольшие накладки, из-за того что изначально была сильно занижена стоимость жилья: 21 тыс. 450 руб. за кв. м, что абсолютно не соответствовало действительности. По такой цене жилье можно было приобрести только в сельской местности, да и то не в каждом муниципалитете, в городах же проблема была абсолютно неразрешимой. И краевая Дума, и губернатор ходатайствовали перед высшей государственной властью о пересчете средней стоимости жилья для Ставрополья. В конце концов результат был достигнут, нам определили среднюю стоимость квадратного метра в 37 тыс. руб., и квартиры для всех ставших в очередь до 2005 года ветеранов были приобретены в срок. Сейчас со строительством жилья для оставшихся в очереди проблем нет никаких, и все обязательства государства в этом вопросе будут выполнены. Так же как и с бесплатным обеспечением ветеранов транспортом.
Что касается остальных социальных гарантий, они давно определены и выполняются. Это и повышенное денежное содержание, и лекарственное, бесплатный проезд в городском транспорте, санаторно-курортное лечение. Конечно, никто о ветеранах после праздника не забыл, и их проблемы мы всегда по возможности стараемся решать оперативно.
2 декабря 2010 года