00:00, 11 ноября 2009 года

О реформе ЖКХ и новом социализме

Так вот, с точки зрения обывателя, все реформы, проводимые государством российским, это не дар божий, а, скорее, испытание. Что касается реформы ЖКХ, то это наш тяжкий крест! Если внимательно проанализировать основополагающие документы, узаконенные федеральной властью, становится очевидно, что реализуемая сегодня реформа ЖКХ это:

1. Способ ухода властей всех уровней от ответственности за прямые упущения в организации системы жилищно–коммунального обслуживания населения в советские годы, десятилетия безвременья в постсоветский период и за хроническое недофинансирование отрасли во все времена и при любой власти.

Конечно, на реформу отпущены немалые деньги. На 2008, 2009 годы в целом по России это почти 152 млрд. руб., в том числе в Ставропольский край направлено 3,4 млрд. руб.

Денег выделено много, но достаточно ли их, скажем, нашему краю? По данным комитета ЖКХ СК, количество многоквартирных домов, требующих капитального ремонта, в крае составляет 24,8 тыс., это практически все жилье, построенное до 1995 года. Легко подсчитать, что по сложившимся объемам финансирования для ремонта всех домов понадобится не менее 10 лет. Да и то если не учитывать естественное старение других домов, пока не вошедших в списки на ремонт. Но это так же невозможно, как невозможно остановить время.

Если перевести долги государства советского и российского, сложившиеся перед квартиросъемщиками и собственниками жилья, в денежное выражение и приплюсовать накопленную задолженность перед предприятиями жилищно–коммунальной сферы, то в объеме страны сумма иска, пожалуй, будет соизмерима с ее бюджетом.

2. Это односторонняя передача ответственности за дальнейшее содержание домов собственникам (квартиросъемщикам), вне зависимости от состояния зданий, внешних коммуникаций и внутренней разводки энергоносителей, мест общего пользования, лифтов, мусоропроводов, элементов благоустройства, подъездных путей. Государство передает нам свои обязанности и прощает себе свои долги.

Приватизация квартир в свое время проводилась, как это у нас заведено, впопыхах. Вопрос содержания общего домового имущества даже не рассматривался. Конечно, в процедуре приватизации не было прописано составление какого–либо акта приема–передачи или дефектной ведомости на квартиру, а тем более на общие коммуникации и места общего пользования.

По накатанному варианту государство и сегодня не пытается хотя бы зафиксировать техническое состояние дома при его передаче на содержание гражданам. Более того, нам предлагается в кратчайшие сроки – до 2014 года – решить все вопросы учета расхода энергоносителей, т. е. за свой счет навесить на гнилые коммуникации современные приборы учета.

Кстати, в большинстве домов квартирные электросчетчики размещены на площадках, их легко обслуживать и снимать показания, а «стояки» общедомовой разводки проходят по нишам, расположенным в квартирах, обычно это одна ниша на две квартиры. Надеюсь, что архитекторы уже проектируют разводку труб и установку приборов учета в нишах, доступ к которым обеспечен с лестничной площадки. А как быть со старыми домами?

3. Это передача жилищного фонда собственникам со сложившимися обременениями.

С точки зрения права, это нонсенс! В жилых домах расположены магазины, рестораны, различные учреждения и т.п. Часть нежилых помещений была запроектирована, часть переведена из жилищного фонда в нежилой вне зависимости от воли новых, теперешних совладельцев. За годы совместного пользования зданием у жителей и владельцев нежилого фонда могли сложиться конфликтные ситуации и проблемы. И вряд ли кто–то будет бесплатно заниматься разрешением юридических коллизий в их взаимоотношениях.

4. Это также полное игнорирование десятилетиями сложившегося менталитета наших граждан.

Декларируя права собственника и передавая обязанности, власть забывает, что собственник пока не созрел, нет у современного обывателя хозяйской сметки и хватки, а сама идея общего ведения хозяйства дома, этакого жилищно–коммунального колхоза вызывает только отторжение! Не говоря уже о том, что реформа абсолютно не учитывает, что в многоквартирных домах живут люди разного возраста, достатка и разного образа жизни и что договориться об управлении общим домовым имуществом им очень сложно.

Практически у каждого был негативный опыт общения с советскими жэками. Но это общение проходило с позиции права жильца, и каждый был уверен: на управдома всегда найдется управа. Но сегодня реформа предлагает новым собственникам самостоятельно входить в правоотношения с управляющей компанией, электросетями, газовиками, водоканалом и теплоэнергетиками. Апеллировать в случае конфликта интересов следует только в суд. Это абсолютно не знакомый новому российскому обывателю уровень взаимоотношений.

Конечно, со временем у обывателя появятся самоуважение и самосознание, гражданская гордость и гражданская позиция, опыт и знания. Однако реформа ждать не стала. Но это для чиновников она – разовое мероприятие на контроле у начальства. А для людей, для каждого человека – это их жизнь!

5. Это законодательно закрепленный, тотальный террор поставщиков энергоносителей.

Цены на энергоносители внутри страны повышаются вне зависимости от колебаний внешнего курса. Постоянный рост тарифов власть объясняет необходимостью их приближения к общемировым ценам. При этом еще пеняет своему населению на неполную, не стопроцентную оплату коммунальных услуг. Хотя разве это возможно сделать: люди просто не успевают за алчными запросами монополистов–энергетиков и госчиновников, построивших экономику страны исключительно на доходах от добывающих отраслей.

Нам, населению России, следует понимать, что все это и есть современная государственная политика выбранной нами власти. Господа во власти! Вы не слышите, что люди говорят о пенсиях, оплате труда, тарифах, ценах и инфляции в нашей с вами стране? Вы не слышите голос своего народа?

Давайте послушаем, что говорите вы сами, наша власть! Вы говорите, что наша цель это построение демократического, социально ориентированного государства. Хорошо!

Вы говорите о том, что бизнес в России должен строиться исключительно на рыночных принципах с минимальным вмешательством со стороны государства. Отлично! Вы говорите о необходимости долгосрочных финансовых вложений в инновационные проекты, о переводе российской экономики с экстенсивного пути развития на интенсивный. Вы сосредоточиваете внимание граждан и предпринимательского сообщества на экономии природных ресурсов. Вы ставите задачу побороть инфляцию. Прекрасно! Но это только слова!

Как вы этого хотите добиться, если именно в тех отраслях экономики, которые жестко регулирует государство, наблюдается постоянный и неуклонный рост цен? Растут цены на электроэнергию, воду, отопление, газ, коммунальные услуги. Неуклонно дорожает горючее. Цена на дизельное топливо сравнялась с ценой на бензин! Следом дорожают продукты питания, одежда, обувь, ритуальные услуги... Скажите, что не дорожает? Вот это все результат вашей деятельности – реальное воплощение ваших слов. Это дела.

Инфляция, говорите вы. Причем говорите об инфляции, как о стихийном бедствии, как о неком неуправляемом природном явлении. Нехорошо, господа! Инфляция – явление рукотворное, и чьих рук это дело – общеизвестно и понятно. Приведу одну цитату. «Сегодня правительство не только ничего не делает для сокращения темпов инфляции, но и фактически дало знак для ее роста. Власти подтолкнули рост цен на газ и электричество, а также тарифов на грузовые перевозки. Вместо того чтобы в условиях кризиса снижать цены, поднял тарифы «Аэрофлот», «АвтоВАЗ» уже успел два раза поднять цены на свои негодные машины…». Это сказал действительный член Российской академии наук А. Аганбегян 11 сентября этого года на круглом столе в Институте экономики и организации промышленного производства РАН.

Уважаемые господа, академик говорит о том, чего вы не желаете видеть и чего не хотите слышать от недостаточно экономически подкованного обывателя. И все же стоит прислушаться. Вам надо просто вспомнить, что обыватель – человек, прочно связанный с родной землей, с домом. Это потенциальный избиратель! Власть реформами проталкивает население страны в «светлое завтра» через капиталистические коридоры ужасов, уверяет, что других путей нет, и призывает вновь и вновь к пониманию и терпению. Но реформаторам необходимо усвоить как абсолютную истину, что успех любой реформы будет иметь положительный результат только в том случае, если она будет понятна человеку, а проводиться будет бережно, с бесконечным уважением, терпением и любовью к гражданину, к населению, к своей стране.

На этой позиции твердо стоит партия «Справедливая Россия». В ее программе записано, что новый социализм, построение которого является целью партии, – это «дееспособная власть, основанная на выборе и доверии народа и находящаяся под жестким демократическим контролем. Это ответственность государства за благополучие своих граждан и ответственность граждан за эффективность своего государства. Не люди существуют для государства, а государство существует для людей, обеспечивая неукоснительное соблюдение их законных прав».

Мы уверены, что реальные итоги работы федеральной и региональной властей за последние годы получат справедливую и заслуженную оценку. И она будет неутешительной для тех, кто все эти годы относил интересы простых людей на второй план.

Есть время для работы и для размышлений, а выбор всегда только за нами.

Олег СИДОРЕНКО.

Депутат Госдумы СК, член фракции «Справедливая Россия».

Олег СИДОРЕНКО