00:00, 22 сентября 2009 года

Автошколы: приказано долго жить

Все потому, что новые требования обязывают автошколы обзавестись автодромом (площадью не менее одного гектара) со светофором, железнодорожным переездом, перекрестком и пешеходным переходом. Всего должно быть установлено 12 обязательных элементов, имитирующих реальную поездку по городу. Кроме того, автошколам нужно установить в классах электронные тренажеры с экраном, рулем и педалями. А также ЭВМ для психологических тестов учащихся. Не выполнившим эти условия авто–школам попросту не продлят лицензию. Но будь у школы образцовый автодром, классы и преподаватели высшего пилотажа, они не помогут, если во всех без исключения учебных автомобилях и на разметке автодрома не установить камеры видеофиксации, которые автоматически записывают все «подвиги» начинающего водителя.

– Мы сейчас проходим стадию лицензирования, – рассказывает руководитель одной из ставропольских автошкол Ольга Долгова. – Требования очень суровые. Деньги выделяем большие: видеооборудование для одной машины стоит 80–90 тысяч рублей. Заказываем аппаратно–программный комплекс, который обойдется в 150 тысяч. И это далеко не все расходы, связанные с новыми требованиями. Следовательно, мы будем вынуждены повысить и расценки на услуги по обучению. Это естественный процесс – надо же компенсировать затраты.

Тарифы в ставропольских автошколах начали расти еще зимой, когда стало известно, что Минобрнауки выпустил целый том новых требований для подготовки будущих водителей. Автошколы в январе лишь поправили методички по обучению: количество теоретических занятий сократили с 208 до 106 часов, за счет этого практическое вождение увеличили с 30 до 50 часов. Реорганизацию мотивировали так: в целях повышения качества. Но не тут–то было! Сперва повысилась стоимость трехмесячного курса подготовки: в Ставрополе с 6–8 тысяч до 12–14 тысяч рублей. Но простой опрос нескольких выпускников автокурсов–2009 показал, что от вдвойне «наезженного» пользы пока мало.

– Отец давал мне машину с 14–и лет. У меня пятилетний стаж практического вождения, – рассказывает студент Александр Савоськин. – Права я получил в июне этого года. В автошколе моя практика проходила следующим образом: я отдавал положенную плату за час катания, а сам шел по своим делам. Иногда, когда инструктор попадался слишком боязливый и не ставил отметку просто так, садился и ехал с ним по городу. Зачастую мой педагог уже через десять минут езды сидел и спокойно курил в окошко. А на контрольном экзамене я посмотрел табели своих одноклассников по автошколе и понял, что можно было и не «выкатывать» стандартное количество часов, их все равно допустили к сдаче.

– Я свои занятия на автодроме за месяцы обучения могу по пальцам пересчитать, – говорит домохозяйка Лариса Шершнева. – Как поняла, инструкторы страшно не любили все эти бесчисленные «змейки» и наши дамские попытки безболезненного заезда в гараж. Зато по Ставрополю я накаталась в удовольствие! Спасибо, хоть изучила городскую дорожную систему. Но отсутствие занятий на «площадке» мне все–таки аукнулось: еще месяц после получения прав каталась с частным инструктором, чтобы научиться парковаться в собственном дворе.

Можно предположить, что с введением автомобильных видеофиксаторов подобных историй станет меньше. А вот уменьшится ли аварийность на российских дорогах, говорить рано. Единственное, что понятно: скоро курс вождения вновь вырастет в цене и будет стоить уже как год обучения в университете. Пока «вымирающим» автошколам осталась одна зацепка. Министерство юстиции РФ направило в адрес Минобразования письмо, в котором обращает внимание: новые требования по техническому оснащению автошкол вступят в законную силу лишь после того, как пройдут обязательную юридическую процедуру, в том числе официального опубликования.

В профессиональной среде автомобилистов новый регламент критикуют за недоработки. Обсуждаются и последствия реформирования. Одни радуются тому, что на дорогах станет немного меньше «чайников». Другие утверждают, что государство решило монополизировать такой доходный бизнес, как получение водительского удостоверения. Скорее всего, юридические нюансы только отсрочат скорбную участь школ вождения. А будущие ученики станут предаваться мечтаниям сначала о водительских правах, а потом уже о собственном транспортном средстве…