Иван Попко и его исторические очерки о Кавказе
Уже получив высокое образование (и духовное, и светское), И. Попко начинал службу рядовым казаком в 1841 году, дослужился до генерал–майора, являлся предводителем дворянства в Ставропольской губернии, Терской и Кубанской областях.
Образованного генерала до конца не удовлетворяла рутина военной службы. Он с детства увлекался историей, литературой, писал стихи, составил ряд обширных исследований по истории казачества: статистическое описание Черноморского войска, исторические и биографические очерки о Кубанском войске, биографии казачьих генералов Н. С. Завадовского, А. Ф. Бурсака, Г. А. Рашпиля, Ф. Круковского, а также офицеров и многих рядовых казаков.
Невозможно не остановиться на великолепном его труде – книге «Терские казаки со стародавних времен», изданной в Санкт–Петербурге в 1880 году. В этом уникальном исследовании автором была поставлена объемная задача – представить историю терских казаков, начиная с появления казачества на Кавказе, политических и религиозных причин его заселения. Иван Диомидович изучает колонизационное движение и развитие русского населения, его взаимоотношения с населением местным, красочно описывает военный и домашний быт казаков. Он сообщает нам, что знакомство русских с окрестностями Терека началось еще в XIV веке – первыми переселенцами–казаками с Волги.
Но более массовое заселение началось в XVI веке. Вот как пишет об этом автор: «...Рязанские казаки посадились на струги с семьями, выплыли весенним половодьем в Дон, откуда по Камышинке переволоклись на Волгу и пустились к устьям Терека и поселились у гребней и предгорий Кавказского хребта. Иван Грозный велел служить им свою службу и беречь кабардинскую вотчину. С этого времени первые русские поселенцы на Кавказе делаются исторически известными под именем гребенских, т. е. горных казаков...». В 1828 году их сообщество было переименовано в Терское казачье войско, в которое на протяжении лет вливалось местное горское население, а также сосланные сюда в Петровскую эпоху стрельцы с семьями, литовские и ливонские пленники, участники польских восстаний и многие люди, стремившиеся на Кавказ в поисках лучшей доли.
Подробно описывает автор военную службу терских казаков у русских царей, их мужественное сопротивление иноземным захватчикам, стычки и мирное сосуществование с местным населением. Картины военной жизни казака, безусловно, познавательны, и желающие ознакомиться с ними захотят обратиться непосредственно к книге. Да и быт казачий тоже интересен широкому читателю. Немало места в книге отведено живому, даже любовному описанию образа казачки, которая несколько столетий была поставлена историей в уникальные условия полувоенной жизни. Не могу не привести такое любопытное наблюдение: «...Гребенская женщина, во множестве случаев, была местного, горского происхождения. Она сообщала гребенцу, увесистому русскому человеку легкие стати и черты аборигена, а сама заимствовала от него рост, мускульную силу и мужественный характер русской женщины. Если от обмена северо–восточной русской крови с западно–тевтонской ничего особенного не выходит, то на азиатском юго–востоке образуется от той же помеси статная и даровитая порода...».
Наряд гребенских казачек, который со временем ненамного видоизменялся, еще в большей степени, чем мужской, усвоил местные черты: они носили узкую рубаху с широкими рукавами, а поверх – длинный бешмет, тесно застегнутый и отчетливо обрисовывавший фигуру. Усиливала впечатление низкая подпояска с украшениями, на груди – ожерелье из монет, а на голове – белое тонкое покрывало.
«...Во всем – скромная щеголеватость, подчеркивающая ловкость, статность и мужественную грациозность у мужчин и женственность у женщин. Военное воспитание терского казачества, их игры, скачки и, в целом, наездничество, послужили примером для других поселившихся на Кавказской линии казаков», – повествует И. Д. Попко.
В приложениях к книге, несомненно, привлекают внимание поэтическая легенда «Гнев Терека–Горыныча» о своенравной горной реке, тексты старинных песен, среди которых «Дума гребенского казака» и, что особенно интересно для историков и краеведов, описание казачьих станиц, а также ряд архивных документов, в том числе с привлечением такого ценного исторического источника, как «Акты Кавказской археографической комиссии».
Книга настолько интересна и содержательна для всех интересующихся историей казачества и Кавказа в целом, что ее трудно переоценить. Хранится она в научно–справочной библиотеке краевого архива и вместе с личным фондом И. Попко представляет большую документальную ценность. Пожалуй, этот труд можно смело назвать лучшим памятником его замечательному автору.
11 сентября 2009 года

Депутаты Думы Ставрополья приняли более десятка законопроектов
Во время оккупации Ставрополя краевой конторе Госбанка удалось спасти все ценности

На Ставрополье за уровнем рек следят каждые десять минут

Родители выпускников на Ставрополье написали ЕГЭ

В феврале годовая инфляция на Ставрополье ускорилась до 11,8 процента
