Александр Шиянов. Как избавиться от африканской чумы свиней
Конечно, неприятно осознавать, что мы живем в регионе, по которому «гуляют» опасные для человека заболевания. Однако если разобраться в ситуации, то выясняется, что в арсенале ветеринаров не так уж много средств превентивной борьбы с ними. Многие проблемы можно решить лишь с помощью изменения законодательства. Об этом корреспондент «СП» побеседовала с председателем комитета ГДСК по аграрным вопросам и продовольствию Александром Шияновым.
- Александр Акимович, где, на ваш взгляд, нужно искать причины распространения эпизоотий на Ставрополье?
– Я думаю, что эти проблемы появились в связи с изменением структуры животноводства в крае. Раньше костяк отрасли составляли крупные коллективные хозяйства с собственными ветслужбами, которые были способны обеспечить достойный уровень зооветеринарного обслуживания поголовья, применяли грамотный комплексный подход к его разведению и содержанию. Сегодня преобладает мелкотоварное производство, только личных подсобных хозяйств насчитывается свыше 400 тысяч. Соответственно далеко не у всех из них есть возможность, а порой и желание, держать планку по соблюдению санитарно–ветеринарных норм. Согласитесь, нереально обеспечить нормальные условия содержания 600 свиней на частном подворье, как, скажем, было в селе Надежда Шпаковского района. Что имеем в итоге? Вспышку африканской чумы свиней. Кстати, из всех выявленных за последние полгода очагов этого заболевания только два — коллективные хозяйства. Все остальные случаи зафиксированы в личных подсобных хозяйствах. Эта ситуация не может не беспокоить. Ведь многие болезни животных представляют опасность для человека: туберкулез, лейкоз, бруцеллез, геморрагическая лихорадка и т.д. Есть и другой немаловажный аспект: подворья, где содержится превышающее разумные пределы количество скота, становятся не только потенциальными очагами различных инфекций, но и источником запаха, от которого у соседей дыхание перехватывает. А в восточных районах края частники держат отары по 600–700 голов, которые «вытирают» пастбища так, что после них там уже невозможно даже одну корову пасти.
– Неужели к таким горе–«животноводам» нельзя применить никакие меры воздействия?
– На сегодняшний день ситуация именно такая. Однако депутаты комитета, понимая, что тянуть дальше некуда, работают над этой проблемой сразу в двух направлениях. Мы обратились в Государственную Думу РФ с инициативой законодательного ограничения численности поголовья для содержания в личном подсобном хозяйстве на приусадебном участке в границах поселений, поскольку в настоящее время таких ограничений не предусмотрено. Кстати, это не первая попытка Ставрополья установить планку норм содержания домашнего скота. Но первые два раза наше предложение было отклонено. Только теперь, когда африканская чума свиней «гуляет» сразу по нескольким регионам ЮФО, федеральные власти спохватились: мол, где же ваш законопроект? Так что, думаю, на этот раз все должно получиться. Инициатива прошла, сейчас она находится на рассмотрении в Министерстве сельского хозяйства и аграрном комитете Госдумы РФ.
А на краевом уровне готовится к принятию закон о ветеринарии, цель которого значительно расширить полномочия сотрудников ветслужб при осуществлении контроля над содержанием скота. Пока они даже не имеют права зайти на частное подворье без разрешения хозяина. Гражданский кодекс трактует это как вмешательство в частную жизнь. И без внесения поправок в федеральное законодательство изменить ситуацию не возможно.
– Но как же быть селянам, для которых разведение тех же свиней или крупного рогатого скота подчас остается единственным источником дохода? Многие за счет этого содержат семью, учат детей в вузах...
– Никаких радикальных перемен в их жизни не произойдет. Мы предлагаем разграничить личное подсобное хозяйство на приусадебном участке в границах поселений и ЛПХ за пределами населенного пункта на полевых земельных участках, выделенных за счет своей земельной доли или арендованных участков у других собственников. Другими словами: если человек желает держать в личном подсобном хозяйстве большое поголовье, пожалуйста, но на участке за пределами населенного пункта. Планку численности животных для содержания в ЛПХ в границах поселений каждый регион, видимо, будет устанавливать самостоятельно. Мы предлагаем ограничить ее 10 условными головами. Сегодня, по данным статистики, этот показатель на Ставрополье составляет 1,7 условной головы, по России — 1,2.
– Коль скоро парламентарии края взялись ужесточать требования в санитарно–ветеринарной области, рассматривается ли вопрос о повышении штрафов за их нарушение?
– В результате распространения африканской чумы свиней мы получили серьезный удар по экономике края. Под запретом для экспорта оказалась не только свинина, но и другая сельхозпродукция. Многие регионы отказались от поставок из Ставрополья фуражного зерна, шерсти и т.д. Пострадал имидж края. Поэтому я считаю, что наказание виновных в распространении эпизоотии должно быть таким, чтобы остальным неповадно было. Мы пытаемся инициировать внесение поправки в Гражданский кодекс с тем, чтобы ужесточить меры воздействия на нарушителей санитарно–ветеринарного законодательства.
– Не секрет, что на селе распространена практика при ведении учета поголовья записывать в похозяйственные книги весьма «скромные» данные. Что делать с этой народной традицией?
– Обязательное ведение похозяйственных книг в крае было законодательно оформлено лишь в конце прошлого года. Поэтому еще не везде к этому нововведению сформировалось добросовестное отношение: на подворье содержатся, скажем, 20 голов, а записано только 10. Однако некоторым это уже аукнулось. К примеру, при выявлении очагов африканской чумы свиней, когда во всем поселении уничтожалось поголовье, компенсации были выплачены согласно данным похозяйственных книг. Потеряли на этом только те, кто утаил свое поголовье и неверно назвал его количество.
27 июня 2009 года