Илья Дроздов о коррупции и финансовом кризисе
- Краевой закон «О противодействии коррупции в СК» по большому счету абсолютно пустой. Получается, что это просто общий набор красивых фраз и понятий. По сути, в нем повторяются многие положения Федерального закона «О противодействии коррупции», который также, на мой взгляд, требует доработки. Лишний раз это подтверждает тот факт, что президент России Дмитрий Медведев вынужден дополнять этот нормативный акт целым пакетом антикоррупционных указов. Если действительно бороться с коррупцией в чиновничьей среде, то прежде всего необходимо следить за расходами – так, как это делают во всем мире. Вот простой пример. Если у чиновника зарплата 1 млн. рублей в год, других доходов у него по закону быть не может. Однако же он покупает себе особняк за 50 млн. рублей. Придите и спросите: откуда денежки? Это будет борьба с коррупцией. Следить надо не за доходами, которые можно показать, а можно и утаить, а за расходами. Я бы борьбу чиновников с коррупцией сравнил с борьбой пчел против меда. А ведь если задуматься, то именно коррупция еще более усугубляет и без того нелегкое экономическое состояние нашего региона и мешает бороться с последствиями финансового кризиса.
А реально ли вообще достичь успеха в борьбе с этим явлением?
Не секрет, что коррупцией наше общество пронизано снизу доверху. Но ведь во многом эти явления порождаем мы сами. Когда платим всякого рода незаконные сборы, а вернее сказать, поборы: в детском саду, школе, поликлинике, больнице. Когда «решаем вопрос на месте» с инспектором ГАИ. Приведу простой пример. По пути из аэропорта Минеральные Воды в Ставрополь я решил подсчитать, сколько же постов ГИБДД стоит на трассе. Восемнадцать!!! И это в обычный день, когда не было никаких визитов высокопоставленных лиц, особых режимов, операций. Возникает вопрос: чем занимается вся эта куча народа?! Ответ напрашивается сам собой. То, что водители нарушают, – это понятно, но если бы никто не давал «на лапу», такого количества людей с полосатыми палочками у дороги бы «не паслось».
Если бы чиновникам перестали давать откаты, то через весьма короткое время всякого рода госзакупки проводились бы достаточно честно. Ведь получается так, что некоторые представители бизнеса по собственной инициативе развращают представителей власти, а потом сами же и сокрушаются: «Ах, какая коррупция кругом! Работать невозможно!».
Можно повышать чиновникам заработную плату, ужесточать уголовные наказания, но соблазн будет всегда, пока будет присутствовать человеческий фактор. А потому единственный эффективный способ борьбы с коррупцией – уходить от человеческого фактора везде, где только возможно. Вместо гаишников на трассе – беспристрастная камера, которая фиксирует нарушение вне зависимости от того, кто его совершил: пенсионер на «запорожце» или губернатор на «мерседесе». В той же Земельной палате оплата через Интернет и банковские сети. Вместо кассира в аэропорту или вокзале – электронные билеты через компьютер и специально установленные терминалы и т. д.
Илья Юрьевич, помимо коррупции, нас всех сейчас волнует вопрос, связанный с последствиями финансового кризиса. Как вы считаете, какую тактику в это непростое время должны избрать органы государственной власти, обязаны ли они в экстренных случаях регулярно информировать население региона о том, какова реально сложившаяся социальноэкономическая ситуация или определенные моменты должны умалчиваться, чтобы не нагнетать обстановку?
Умалчиваться не должно ничего и никогда! Все знают, что основной принцип ЛДПР – говорить правду, ничего не боясь. Органы государственной власти просто обязаны откровенно и прямо сообщать о том, как обстоит дело и какие при этом предпринимаются действия, чтобы изменить ситуацию и направить ее в нужное русло. Мы, конечно, можем рассказывать, как все хорошо и замечательно, но рано или поздно все самые негативные явления обязательно выплывут на поверхность. Любое утаивание информации рано или поздно приведет к социальному взрыву. Более того, я считаю, что нужно не просто информировать население края о том, что сейчас происходит, но и готовить превентивные меры, о которых также оповещать. Многие кризисные явления можно предупредить, если постоянно мониторить ситуацию, и обсуждать ее не только в узком чиновничьем кругу, а выносить на суд общественности. Сегодня один из наших лозунгов «Сила в правде» актуален как никогда. Другой вопрос, что в этой ситуации определенная ответственность ложится и на средства массовой информации. Подача материала должна осуществляться таким образом, чтобы не вызывать панику. Не секрет, что многие СМИ в погоне за сенсацией иногда выдают так называемые «жареные факты», которые на поверку оказываются просто ложными.
Существует мнение, что ответственность за кризис ложится на «Единую Россию». Другие парламентские партии остались в стороне. А роль критика, известно, всегда выгоднее. Какой позиции в этой ситуации придерживается ЛДПР?
Прежде всего необходимо помнить, что ЛДПР – оппозиционная партия. Но мы никогда не действовали по принципу «чем хуже, тем лучше». Мы против любых революций, мятежей и т.п. Другой вопрос, что в условиях демократического общества и тем более в момент кризиса партии власти гораздо выгоднее было бы поделиться этой самой властью и соответственно ответственностью. Но вся проблема в том, что «Единая Россия» это не партия в обычном понимании. Это фактически бюрократическая структура, не имеющая никакой идеологии и действующая исключительно административным ресурсом. Самый яркий тому пример – антикризисная программа правительства Российской Федерации. Все три парламентские оппозиционные партии: и ЛДПР, и КПРФ, и «Справедливая Россия» голосовали против этой программы, поскольку в ней не были учтены их мнения и замечания. Таким образом, «Единая Россия» действительно взяла на себя всю ответственность за выход страны из кризиса. Хотя лично я сомневаюсь, что партия власти способна проделать эту колоссальную работу в одиночку.
Как вы оцениваете действия региональной исполнительной власти по противодействию кризису? Каков при этом вклад власти законодательной?
Собственно стратегию и тактику выхода из кризиса осуществляют губернатор и исполнительная власть края. Мы как представители законодательной власти можем только помогать, что и делаем. Депутаты краевой Думы принимают все предложения главы края и правительства, вне зависимости от того, нравятся нам они или нет, поскольку нынешние обстоятельства не располагают к длительной дискуссии. Считаю, что ситуация в нашем крае лучше, чем в других регионах, за счет относительной диверсификации экономики. Также считаю, что нас может «вытянуть» из кризиса сельское хозяйство.
Хочется в связи с этим отметить работу губернатора В. Гаевского. Он отличный топменеджер: умело ведет переговоры, привлекает в край многомиллиардные инвестиции. Но иногда создается впечатление, что занимается глава края этим в полном одиночестве. Посмотрите на правительство Ставрополья. Я не вижу там ни одного человека, который в недавнем прошлом был бы успешным руководителем производства, сельскохозяйственного предприятия, фирмы. Одни чиновники. С трудом верится, что эта команда сможет быстро и эффективно реагировать на ситуацию в случае обострения кризисных явлений.
На одной из последних встреч губернатора с руководителями фракций политических партий в Государственной Думе края вы говорили о необходимости реформирования избирательной системы. Что именно должно быть изменено?
Я предложил углубить те направления развития партийных структур, которые задал президент Российской Федерации Дмитрий Медведев. В частности, речь о прямых выборах районных представительных органов и глав муниципальных районов (сейчас представительные органы формируются по принципу делегирования глав и депутатов муниципальных образований) и переходе в городах с количеством избирателей более 15000 человек к выборам по партийным спискам. Уверен, что также по партийным спискам, исключив самовыдвижение, следует избирать и депутатов ГДСК. Естественно, мои предложения вряд ли понравятся большинству краевых чиновников. По сути дела, назначать «послушных» на посты глав районных администраций станет гораздо труднее, а при выборах по партийным спискам – применять пресловутый административный ресурс.
2 июня 2009 года