Олег Сидоренко. Откуда взялся кризис и что делать?
- Олег Петрович, поток информации в СМИ порой противоречив, непрофессионалу разобраться сложно. Как, по–вашему, следует относиться к прогнозам экономистов и финансовых аналитиков о развитии мирового кризиса?
– Начнем с уточнения терминологии. В соответствии с методологией, разработанной Минфином РФ, финансовый анализ предприятия, находящегося в состоянии кризиса, включает целый ряд показателей: платежеспособность, финансовая устойчивость, деловая активность и др. Цель такого всестороннего рассмотрения вопроса – получение объективной информации о его деятельности и возможностях на перспективу, ответ на вопрос, является ли кризис проявлением объективных внешних причин, следствием плохого менеджмента или преднамеренных действий руководства. Кстати сказать, именно такой анализ должен предшествовать решению о включении или невключении предприятия в список для оказания финансовой помощи правительством края.
Иное – финансовый прогноз, который основан на статистике, профессиональном опыте и, что чаще всего, определенном заказе или конъюнктурном расчете. Итог зависит от целей, стоящих перед аналитиком. Добросовестному эксперту необходимо учесть немыслимое количество факторов, меняющихся во времени. Это похоже на решение задачи с множеством неизвестных, причем условия задачи меняются в процессе решения. Помимо финансово–экономических факторов, есть и множество других, иногда чисто житейских, политических. Если бы можно было спрогнозировать развитие событий на рынке ценных бумаг с вероятностью хотя бы до 50%, то все эксперты немедленно подались бы в трейдеры и неплохо на этом поприще зарабатывали бы... А пока что работают «на дядю», на заказ!
Долгосрочные прогнозы, как бы солидно они ни выглядели на графиках, таблицах и диаграммах, – чистой воды шаманизм, гадание на бараньей лопатке! Конечно, есть «условно» свободные аналитики, по большей части это люди публичные, бывшие чиновники, отставные финансовые «генералы» или ведущие специалисты проблемных институтов. Они охотно комментируют происходящие на финансовых рынках события, часто противореча друг другу даже в диалогах в прямом эфире и нисколько этим не смущаясь.
И вместе с тем существует некая когорта аналитиков, которые могут формировать будущие события на финансовом рынке. Прежде всего это действующие политики высокого ранга, высказывания которых могут повлиять на рынок и даже обвалить его. Затем идут общепризнанные авторитеты – ученые или практики, работающие по заказу определенных финансовых групп. Эти люди в своих статьях, публичных выступлениях, «случайных» обмолвках или доверительных беседах сообщают нечто, что подталкивает мировое финансовое сообщество к принятию нужных решений или подготавливает рынок ценных бумаг к вполне определенному развитию событий.
– Что даст это простому человеку, который не играет на бирже, живет на зарплату?
– Мне кажется, что ему следует воспринимать все эти анализы и прогнозы спокойно, с юмором, как прогноз погоды. Полагаю, для населения значительно важнее знать и понимать, что предпринимает правительство страны и власти в регионе для противодействия кризису. Не впадая при этом ни в эйфорию, ни в ступор, а реально оценивая свои возможности, перспективы для семьи, свои права и обязанности. На международном экономическом форуме в Давосе премьер В. Путин сравнил современный мировой финансовый кризис с «идеальным штормом». Если развить эту аллегорию, то можно представить страны мирового экономического сообщества кораблями в открытом океане. В ожидании шторма все корабли поворачиваются носом в сторону штормового фронта, чтобы не быть опрокинутыми.
Первая волна только слегка качнула экономику России, для ускорения маневра важно подчинение всех единой воле. Федеральное правительство и региональные власти обязаны работать как единая команда, а бизнес–сообщество и население страны быть информированы о принимаемых мерах, денежных потоках, направляемых на их финансирование, понимать свою задачу в этих условиях. И еще. На время кризиса надо забыть об идеологических противоречиях в партиях и движениях. Критика может быть только конструктивной. Обсуждение антикризисных мер должно проходить не на митингах, а в представительных органах законодательной и исполнительной ветвей власти, в печати, в электронных СМИ. Кликушество и раздрай необходимо предупреждать информационной открытостью.
– Какие, на ваш взгляд, дополнительные меры необходимо принять для борьбы с кризисом в крае?
– На основе федерального краевым антикризисным штабом разработан свой план, который продолжает прирастать новыми предложениями. Я сегодня скажу о том, что пока не вошло в вышеназванный план. Считаю необходимым также активизировать борьбу с контрафактом и фальсификацией алкогольной продукции. Распространение фальсификата, в цене которого отсутствуют налоги и акцизные сборы, отрицательно сказывается на производстве и обороте легальной продукции. Добросовестные производители, законопослушные оптовики и предприятия розничной торговли, не допускающие появления на своих складах и прилавках фальсификата, попадают в заведомо невыгодные условия. Они вынуждены сокращать объемы производства и торговый оборот, соответственно уменьшаются отчисления в бюджеты, сокращаются рабочие места и заработная плата. Торговля контрафактом бьет по самым уязвимым местам экономики, защита которых является приоритетом в антикризисных мерах правительства края.
Более года идет непримиримая борьба общественности, правительства края, налоговых органов и силовых структур с «однорукими бандитами», однако до победы пока далеко. Надо активизировать эту работу. Всеми разрешенными законодательством средствами важно также пресечь появление новых форм игромании, в том числе мимикрирующей под интернет–услуги. Привлекать к ответственности необходимо не только владельцев игровых автоматов, но и арендодателей, представляющих помещения для преступного бизнеса, энергетиков, выдающих технические условия на подключение оборудования и участковых уполномоченных, под бдительным оком которых этот бизнес процветает. Этой мерой мы защитим не один семейный кошелек, который и без того сегодня тощий.
Другая важнейшая задача – снятие социальной напряженности в крае. Органы власти сегодня должны работать так, чтобы у населения не было поводов для возмущения, протестов и прочего негатива. Для этого прежде всего надо улучшить работу органов внутренних дел, службы судебных приставов, таможен и других структур с обращениями жителей края. Излишне говорить, что все действия силовых структур и надзорных органов должны находиться в рамках правового поля, решения быть конструктивны, приняты в установленные законом сроки, понятны, а при необходимости дополнительно разъяснены заявителям. Вот пример, которому не следует подражать. В комитете по градостроительству краевого центра с июля 2008 года ведется работа по организации единого центра обслуживания граждан и юридических лиц. Замечательная идея организовать обслуживание по принципу «одного окна» до сих пор не реализована. Очень важно понимать, что не оформленные вовремя договоры аренды или разрешения на строительство, – это не только потери, которые несет бизнес, но и не созданные рабочие места, не полученные вовремя платежи и налоги, т.е. реальные потери бюджета.
В плане антикризисных мер губернатор В. Гаевский ставит задачу «проработать вопрос о государственной поддержке предприятий в форме субсидирования текущих кредитов, привлекаемых для пополнения оборотных средств» со сроком исполнения в первом–втором кварталах. Обтекаемость формулировки вполне понятна и объяснима, т.к. реализация этого вопроса потребует дополнительных средств и внесения соответствующих изменений в бюджет–2009. Кроме того, надо учитывать, что правительство не прекращает субсидирование процентных ставок инвестиционных проектов предыдущих периодов. И все же. Думаю, надо ускорить законодательное оформление этого решения. Вливания в «оборотку» оживят производство, торговлю и сферу услуг, придут к населению в виде заработной платы. Причем нужно учитывать, что возвратность такого рода кредитов значительно выше, чем по прочим заимствованиям. Правительству края следует поставить вопрос перед банками о максимальном упрощении процедуры их выдачи для предприятий края, имеющих долгосрочную положительную кредитную и налоговую истории.
– Кто будет реализовывать антикризисные меры? Ведь и эту работу можно выполнять с разной долей эффективности.
– В кризисной ситуации легче понять, кто чего стоит: профессиональная подготовка, способность к самоотдаче и ответственность чиновников государственного и муниципального уровня выявляются быстрее. Решение о их пригодности, как отмечал президент Д. Медведев, необходимо принимать по результатам работы.
14 мая 2009 года