Заболеваемость туберкулезом в Ставропольском крае растет
О состоянии заболеваемости туберкулезом на Ставрополье наш корреспондент беседует с главным внештатным фтизиатром минздрава СК, главным врачом краевого клинического противотуберкулезного диспансера Василием ОДИНЦОМ.
– Василий Спиридонович, как сейчас в крае оценивается эпидемиологическая ситуация по этой острозаразной болезни?
– Как напряженная, но стабильная. Однако стабильность эта хрупкая: заболеваемость туберкулезом в крае медленно, но растет, хотя и более низкими темпами, чем в среднем по России. В 2008 году она увеличилась у нас на четыре процента – 1905 ставропольцев пополнили ряды пораженных палочкой Коха, в том числе 43 ребенка в возрасте до 14 лет. Практика показывает, что процесс распространения туберкулеза усиливается в периоды различных социально–экономических потрясений, а мы сейчас снова вступили именно в такое время – в финансовый кризис. Значит, надо ждать подъема заболеваемости.
– Где и как можно заболеть туберкулезом и кто прежде всего рискует заразиться?
– Туберкулез в наши дни перестал быть «болезнью бомжей», как считалось долгие годы, им болеют и вполне благополучные люди: бизнесмены, водители, журналисты, торговцы и многие другие. Ведь палочка Коха распространяется воздушно–капельным путем, и достаточно проехать, к примеру, в маршрутке пару остановок рядом с больным, выделяющим при кашле микобактерию туберкулеза, чтобы заразиться.
Заболеть рискует прежде всего тот, кто не заботится о своем здоровье, работает на износ в погоне за лишней копейкой, забывает о регулярном и полноценном питании или намеренно голодает, сидя на диете, кто не занимается хотя бы минимально физкультурой, не проходит вовремя флюорографических обследований. Я уже не говорю о тех, кто постоянно отравляет себя алкоголем и табаком, – они заболевают в первую очередь, особенно курильщики.
Словом, если обобщить, можно сказать: туберкулез обходит стороной счастливых – у кого хорошая квартира и интересная, достойно оплачиваемая работа, любящая семья и успешные дети. У таких, как правило, крепкий иммунитет, и заражение им не грозит. Но стоит человеку попасть в стрессовую ситуацию, связанную с каким–либо серьезным жизненным крахом и с тяжелыми переживаниями, как его организм становится уязвимым для бациллы Коха да и для других бактерий и вирусов тоже. Ведь резервуар инфекции вокруг нас, а туберкулез относится к иммунодефицитным заболеваниям.
– А как работают врачи и медсестры в специализированных противотуберкулезных стационарах и кабинетах? Ведь они вынуждены каждый день общаться с заразными больными?
– Опасность заболеть, конечно, существует. Бывает, что и медики заражаются туберкулезом. Но в последнее время во фтизиатрической службе и конкретно в нашем краевом диспансере многое сделано для того, чтобы обезопасить труд медперсонала. В прошлом году у нас была введена в эксплуатацию новая современная бактериологическая лаборатория – одна из лучших в России. В ней, как и в других отделениях диспансера, установлены мощная вентиляция и специальные аппараты для обеззараживания воздуха, кроме того, внедрены и индивидуальные меры защиты для сотрудников, проведена аттестация рабочих мест. И результаты уже есть: за последние два года число зара–зившихся работников сократилось вдвое. Недаром наш диспансер как одно из образцовых профильных медучреждений в России, в том числе по улучшению условий труда персонала, был выбран Всемирной организацией здравоохранения и несколькими благотворительными фондами местом реализации ряда международных программ борьбы с туберкулезом.
Мы немало сделали по укреплению материально–технической базы, капитально отремонтировали пищеблок: заменили крышу, все коммуникации, окна, двери, установили новое производственное оборудование, благоустроили территорию. Сейчас в крае нет ни одного района, который не имел бы флюорографа – стационарного или передвижного. И охват населения профосмотрами превысил 77 процентов.
Баклаборатория, которая строилась по российско–германскому проекту, оснащена европейской аппаратурой. Это теперь позволяет с помощью тончайших лабораторных анализов выявлять туберкулез у больных в кратчайшие сроки и на самой ранней стадии, что очень важно, – чем скорее палочка Коха обнаружена у пациента, тем раньше можно начать лечение и точнее подобрать необходимый лекарственный препарат, а значит, и быстрее, с меньшими затратами справиться с болезнью. Появилась возможность использовать новейшие технологии и методики диагностики и лечения туберкулеза. В частности, речь идет о борьбе с лекарственно–устойчивыми формами болезни, распространившимися в последнее время в нашей стране.
Оптимизма коллективу диспансера добавил и переход на новую систему оплаты труда. С первого января 2009 года заработки врачей выросли у нас на 20 процентов, медсестер – на 18, санитарок – более чем на 60 и прочего персонала – на 40 процентов. Кто трудится больше и лучше, растет профессионально, тот и получает больше – у нас применяются разного рода стимулирующие надбавки. В результате зарплата среднего медперсонала, к примеру, поднялась до 11,5 тысячи рублей.
– А кризис уже отражается на работе вашего лечебного учреждения?
– До сегодняшнего дня благодаря усилиям минздрава, краевого правительства и ГДСК мы, можно сказать, не ощущали его. Инфляция, конечно, чувствуется, но пока не было проблем ни с медикаментами, ни с продуктами питания для стационарных больных, ни с оплатой коммунальных услуг. Отрадно, что началось погашение долгов, которые появились у нашего диспансера в конце прошлого года в связи с секвестрированием краевого бюджета. Тревогу сейчас вызывают только две позиции: расчеты за капремонт и за приобретенное в кредит медоборудование. Надеемся, что к концу первого квартала, как определено постановлением ГДСК, и эти долги будут ликвидированы.
24 марта 2009 года