Виктор Гончаров делится впечатлениями о XIII-м съезде КПРФ
Центральными вопросами были политический отчет лидера КПРФ Г. Зюганова, который, кстати, переизбран на следующий срок, принятие новой редакции партийной программы и выборы ЦК и Центральной ревкомиссии. Съезд шел два дня. Поразило большое число посланников зарубежных коммунистических и рабочих партий – более 80. Такого представительства до сих пор на наших съездах не случалось. Это, на наш взгляд, свидетельствует о растущем авторитете КПРФ и неубывающем интересе к коммунистической идее во всем мире.
- «Коммерсант» написал, что коммунистам кризис на руку. Кажется, экономические неурядицы КПРФ только радуют?
- Нас не радует кризис как таковой – он тяжелым грузом ляжет прежде всего на плечи трудового народа. Ведь правительство кинулось спасать финансовые структуры, которые задолжали зарубежным банкам сотни миллиардов долларов. Пагубной была изначальная идея – помещать средства стабилизационного и резервного фонда за рубежом. Эти деньги следовало использовать для поддержки и развития отечественной промышленности. Поэтому во многих выступлениях на съезде прозвучали предложения выступить с инициативой отставки министра финансов А. Кудрина. Г. Зюганов, на наш взгляд, лишь констатировал факт, что в кризисных условиях «капиталистическая спекулятивная экономика потерпела полный крах».Также понравилась мысль, высказанная зампредседателя Компартии Китая У Чженьцзюнем, о том, что сегодня КПРФ имеет все шансы стать партией надежды для многих российских граждан.
- КПК в отличие от КПСС удержала власть и сумела реформироваться. Китай – прежде всего рыночная страна. У нас ситуация другая. КПРФ сегодня не имеет достаточного уровня поддержки в обществе.
- Мне нечего возразить. Мы действительно пожинаем плоды соглашательской политики времен перестройки. Однако многое говорит за то, что коммунистическая идея жива. Скажем, когда мы выбирали федеральную Думу, в крае за коммунистов проголосовало 120 тыс. человек, а в президентскую кампанию наша базовая поддержка составляла уже 300 тысяч голосов. Нобелевский лауреат Жорес Алферов, выступивший на съезде, вспомнил слова своего старого друга, уехавшего еще в 30-е годы прошлого века в США, что с образованием СССР у американских рабочих жизнь стала во много раз лучше: капитализм срочно перестроился и обеспечил эксплуатируемым массам хорошие преференции. Поэтому оппозиция власти нужна. Причем не игрушечная, а серьезная, с которой считаются. Именно на эту роль и претендует КПРФ. Поэтому фракция коммунистов в Госдуме инициирует закон об оппозиции. Но не призывает к анархии, деструкции.
Мы признаем все формы собственности. Однако также настаиваем на том, что стратегические отрасли должны быть в руках государства. А потому энергохолдинг, транспортная система, оборонные предприятия подлежат национализации.
- Что означает тезис о нарастании классовой борьбы, провозглашенный съездом?
- Почва для этого есть всегда, особенно сегодня, когда финансовый кризис подрывает и без того неустойчивое положение простого человека. Ведь увольнения уже начались. Об этом рассказывали делегаты съезда. В числе наиболее пострадавших назывался КамАЗ. Рикошетом, кстати, это ударило и по его подразделению - ставропольскому «Автоприцеп-КамАЗ». Те, кого рынок выбросит на улицу, не могут быть довольными. А чем лучше ситуация в деревне? Делегат от Ставрополья, депутат краевой Думы И. Богачев, выступая на съезде, сказал, что возглавляемый им СПК «Колхоз «Терновский» из-за диспаритета цен потерял в этом году 268 млн. рублей, а дотацию получил в размере 12 млн. рублей. Такая политика, по его мнению, ведет к обнищанию и разорению крестьянства.
- Как же партия собирается реставрировать социалистические ценности? Речь идет о революции?
- Никто об этом не говорит. Речь о наступательных акциях, митингах протеста, наращивании партийного потенциала в региональных и федеральном парламентах, кадровом обновлении наших рядов, более тесном взаимодействии с профсоюзами.
3 декабря 2008 года