Ставропольский Порт-Артур и коллективизация
Тех отставных моряков и даже их имен в Порт-Артуре уже никто не помнит. Но зато живы очевидцы первых лет коллективизации, которая для российской глубинки стала трагедией почище многомесячной осады Порт-Артура. Вот, например, что рассказала корреспонденту «СП» 78-летняя Ольга Омельченко:
- Мой дедушка купил здесь домик в 1924 году. Постепенно прирезали земли, обзавелись хозяйством. Работали очень много, но зато и жили в достатке. Были свои коровы, лошади, быки, сеялки. Пока у нас в Порт-Артуре, а также в соседних Быкогорке и Малиновке не начали создавать коммуну…
Забрали все, что было, вплоть до ложек, чашек и кастрюль. Из дома выгнали. Под жилье нам выделили комнатку в соседней Малиновке. Я 1929 года рождения, тогда совсем маленькая была, но помню, как отец вел меня за руку в соседнее село: было очень грязно, я плакала. Тогда папа взял меня на руки и понес.
В Малиновке были ясли, куда отдали меня и среднего брата. А старшего – он 1923 года – определили в интернат. Под Быкогоркой был женский монастырь. Вот его-то и превратили в интернат для детей коммунаров.
В яслях мы, малыши, находились круглые сутки. Родители безвылазно жили в поле в палатках и наскоро сколоченных дощатых домиках. Мама работала поваром в бригаде, отец – больше по строительной части. Детишки очень скучали по родителям, плакали. Кто-то нам подсказал, что если побить камнями лягушку, то пойдет дождь. А в дождь в поле работать нельзя. Значит, маму могут отпустить в село на свидание с детьми. Вот мы и били лягушек, как только увидим…
Однажды мы с братом не выдержали: сбежали из яселек и потопали в Порт-Артур, где в крохотном сарайчике разрешили поселиться нашим дедушке и бабушке. Брату было лет пять, мне на три года меньше. Но дошли-таки. Бабушка дверь отворила: «Вы с кем пришли?». «А ни с кем, сами». Она чуть в обморок не упала. Но на следующий день нас отвели назад в ясли.
Вскоре коммуна развалилась: то, что отобрали у людей, съели, а произвести ничего не смогли. Чтобы люди с голоду не померли, пораздавали оставшееся: кому поросенок достался, кому теленок. Пришлось все с нуля начинать. Потом образовали колхоз… Тоже много всякого было. Так жизнь и прошла.
11 января 2008 года

Депутаты Думы Ставрополья приняли более десятка законопроектов
Во время оккупации Ставрополя краевой конторе Госбанка удалось спасти все ценности

На Ставрополье за уровнем рек следят каждые десять минут

Родители выпускников на Ставрополье написали ЕГЭ

В феврале годовая инфляция на Ставрополье ускорилась до 11,8 процента
