Хочу жить, а не существовать
- У людей старшего поколения, - говорит Галина Михайловна, - немало всяких горестей. Каждую неделю мы встречаемся, общаемся - и на время забываем обо всех своих жизненных проблемах. Ведь девиз клуба - «Хочу жить, а не существовать». Состав клуба разнообразен: есть тут и учителя, и врачи, шахтер, рабочие...
Администрация Октябрьского района и управление социальной защиты населения посодействовали клубу с помещением, подарили три чайных набора, два электрических чайника.
Пожилые люди всегда готовятся к заседаниям своего клуба, читают литературу. Подбирают стихи и песни. Особенно интересно прошли праздники, посвященные памяти Сергея Есенина, Дню матери и Дню учителя.
Галина Михайловна приглашает на заседания клуба также психолога, врачей, которые помогают своими советами пожилым людям. А еще Г. Черновалова очень любит музыку, поэтому здесь часто звучат различные музыкальные программы. Когда ей бывает грустно, садится за фортепиано, погружается в мир звуков. Словно волны, набегают воспоминания.
Здесь судьба подарила ей встречу с удивительным человеком - Степаном Григорьевичем Щеколдиным. У него уникальная судьба. Он был директором Воронцовского дворца-музея в Алупке в годы оккупации, вместе со сподвижниками спас от уничтожения и разграбления шедевры живописи и скульптуры. Об этом написал книгу «О чем молчали львы». «Наградой» за подвиг, длившийся без малого три года, было десять лет сталинских лагерей.
Последние годы семья Галины Михайловны ухаживала за ним, посвящая ему все свое время. Дочь Наташа делала уколы, давала лекарства, сын Михаил водил на прогулку. Галина Михайловна была его личным секретарем: Щеколдин диктовал письма Марии Павловне Чеховой, Римме Казаковой, которая написала о нем «Балладу о хранителе музея».
Пенсия у Степана Григорьевича была маленькой, и Солженицын, помогая тем, кто побывал в Гулаге, присылал ему небольшие суммы. Борис Лаптев, режиссер из Таганрога, снял о нем фильм. Щеколдин писал письма Сталину, Берии, Калинину, позже - Хрущеву, Брежневу и отовсюду получал один и тот же ответ: «Приговор обжалованию не подлежит». И только благодаря вмешательству академика Д. Лихачева его реабилитировали в 1976 году. 47 бесконечно долгих мучительных лет он ждал этого решения и, наконец, с него сняли клеймо «пособник фашистов». Но о награде за мужество, за спасение бесценного памятника культуры и искусства опять забыли. Он был почетным гражданином г. Алупки, а похоронен в г. Ставрополе.