Нюхачи – собачья работа
В Ставропольском крае также существуют специализированные подразделения, где служат поисковые собаки. Например, в краевом управлении Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков.
Родоначальником кинологического подразделения службы специального назначения в ставропольском управлении наркоконтроля стал майор полиции Вячеслав Шаренко, и ныне его возглавляющий.
- Любовь к собакам мне привил отец, майор милиции в отставке, отдавший органам внутренних дел 27 лет, - рассказывает Вячеслав. – Он подарил мне щенка овчарки. Я сам его воспитывал, тренировал. Штудировал специальную литературу, изучал азы кинологической науки. И уже спустя пять лет мы с моим Боссом вместе раскрыли не одно преступление…
Основная задача служебно-разыскных собак наркоконтроля – найти тайник, где преступники прячут наркотики и психотропные вещества, либо отыскать выброшенную наркоманом улику. Так, в прошлом году в Ставрополе при осмотре домовладения собака указала на дверь, ведущую в чердачное помещение гаража, где обнаружили несколько подвешенных к потолку мешков с коноплей. Только в 2004 году с помощью служебно-разыскных собак обнаружено и изъято свыше 20 килограммов марихуаны, около двух килограммов маковой соломки, 2,5 килограмма опия и его производных, более трех литров ангидрида уксусной кислоты, используемой для производства наркотиков.
К слову, прирожденный нюх позволяет собакам различать до полумиллиона запахов (а вот человеку - лишь четыре тысячи). «Нюхательный талант» активно используется в кинологии: с помощью специальных тренировок у «антинаркотических» четвероногих развивается умение отличать специфические запахи наркотиков. Собаки в кинологическом подразделении наркоконтроля легко распознают не только основные наркотические и психотропные вещества, но и, например, «берут» до 20 разновидностей амфетаминов.
Собака – это еще и безотказное психологическое оружие. О том, как его применяют, рассказывает Вячеслав Шаренко:
- Собака действует на наркомана, как удав на кролика. Например, преступник добровольно отказывается выдать спрятанные в тайнике дома наркотики. Но стоит ему увидеть в составе следственно-оперативной группы собаку и кинолога, как сразу понимает: врать бессмысленно, все равно тайник найдут, и тогда будет еще хуже.
- Вячеслав Николаевич, с кем легче работать: с собаками или людьми?
- Если собака обучена, то легче с ней. У людей всегда много проблем. В любом случае к каждому нужен индивидуальный подход…
Кинолог всегда на передовой. Например, бывают случаи, когда наркоторговцы специально держат дома собак агрессивных бойцовых пород. Зайти во двор к такому охраннику практически невозможно. И тогда общаться со зверем идет кинолог: нейтрализует его с помощью дрессировочного рукава или бушлата, а затем заталкивает в вольер.
Берут «на службу», конечно, не каждую собаку. Учитываются ее рабочие качества, характер, родословная, экстерьер, состояние здоровья. Предпочтение отдается «девицам», потому что даже самые дисциплинированные кобели порой не могут устоять перед «женским» обаянием и отвлекаются от работы на чужую собаку-девочку. И, конечно, большое значение имеет порода: лучше всего, по утверждению специалистов, для поиска подходят овчарка и спаниель. Берут на воспитание кинологи собак, вышедших из щенячьего возраста – от полугода, но и не совсем старушек (до полутора лет). И еще одно требование – псина должна любить бегать за палочкой, тогда ее легче обучать.
Почему выбирают именно овчарок, понятно. Они считаются универсалами и подходят для разыскной работы любого профиля: будь то поиск трупов, взрывчатки или наркотиков. А вот предпочтение спаниелям, признаться, удивило.
- Это охотничья порода. Спаниели обладают хорошим нюхом и подходящим для разыскной работы характером. Благодаря небольшому росту они умудряются пролезть во всякие труднодоступные уголочки. И хорошо идут на контакт с человеком. Например, не хуже чутье у таксы и лайки, но они слишком флегматичны и себе на уме, объяснили кинологи.
Кстати, несмотря на то, что кинологическая наука больше подходит для мужчин, в подразделении работает и женщина – старший лейтенант полиции Татьяна Авдеева. По первой профессии она - воспитатель. Однако любовь к собакам оказалась сильнее, и по окончании института Татьяна променяла детский сад на Центр кинологической службы ГУВД СК, затем ее пригласили на работу в ставропольский наркоконтроль. Кстати, муж Тани тоже кинолог. Вот такой профессиональный семейный подряд.
- Кинолог и собака – единое целое. Поэтому у каждого из нас только по одному воспитаннику. Мою любимицу зовут Анфиса, она - спаниель. Очень трудолюбивая и старательная, – рассказывает Татьяна.
Кстати, Анфиса – дама «коронованная». За свои заслуги имеет немало сертификатов и дипломов, на основании которых внесена в Международную единую книгу Российской кинологической федерации (РКФ), ей выдана родословная карточка международного образца. В Ставропольском крае это первый и пока единственный служебный спаниель, имеющий такие характеристики.
- Собаки, как и люди, очень разные: у каждой свой характер, особая психология. Как это отражается на вашей работе?
- Флегматика постоянно надо уговаривать. Холерики слишком круженые, их приходится часто одергивать. Моя Анфиса – сангвиник. Это самый подходящий тип для обучения. Она хотя и обидчивая, зато спокойная. А еще чуткая, без слов меня понимает. И угадывает мое настроение. Если я, например, уставшая, злая, она знает: лучше не подходить. Правда, когда мне не по себе, с собакой стараюсь не общаться.
- Наверное, дома собака тоже есть?
- А как же без этого! Ротвейлер по кличке Багира. Пока она еще маленькая, но в будущем тоже поисковик. Особенно ее любит моя семилетняя дочка Маша, катается на ней верхом. Участвует с любимицей в выставках. Анфиса меня к Багире раньше сильно ревновала. Каждое утро, когда я приходила на работу, придирчиво обнюхивала. Но потом они подружились, иногда вместе играют.
- Собаки не боятся контингента, с которым приходится работать? Наркоманы – люди, как правило, агрессивные.
- Иногда собаки на наркоманов лают, рычат. Не из страха – чувствуют запах. Дело в том, что наркоманы со стажем по-особенному пахнут - кислым. А побаивается Анфиса - открою секрет - кошек! Не смейтесь, просто как-то был случай, когда мы выезжали на обыск, а в доме жила кошка, которая совсем недавно окотилась. Собака к ней подбегает, а та лапой ей по морде бац! Анфиса деру, та следом. Представьте картину: по двору бегает визжащая собака, за ней чуть ли не рычащая разъяренная кошка! С тех пор моя псина с кисками всегда настороже…
Кстати, как у людей, у разыскных собак существует пенсионный возраст. Доживают свой век четвероногие пенсионеры под присмотром кинологов, а в качестве заслуженной компенсации за былые трудодни получают паек.