06:00, 20 декабря 2002 года

Служба без политики

Сегодня - 85 лет органам безопасности РФ

85 лет назад, 20 декабря 1917 года, постановлением Совета народных комиссаров РСФСР была создана Всероссийская Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. С 1995 года в нашей стране отмечается День работника органов безопасности РФ.

Федеральная служба безопасности - достаточно закрытая структура. Пишем мы о ней нечасто. Сегодня начальник УФСБ РФ по Ставропольскому краю генерал-майор Олег ДУКАНОВ отвечает на наши вопросы.

- Олег Михайлович, Ваше вступление в должность практически совпало с профессиональным праздником российских чекистов. События последних лет, скажем честно, отнюдь не способствовали укреплению авторитета службы. Что вы об этом думаете?

- Думаю, несмотря ни на что, служба у нас престижная. И то, что на телевидении мне задали вопрос, как поступить к нам на работу, нелишнее тому доказательство. В истории было много ярких героических страниц и страниц печальных. И все же за 85 лет сформировались очень хорошие профессиональные традиции. КГБ СССР был самой мощной спецслужбой в мире. Может быть, именно это и позволило нам выжить и в сложной сегодняшней обстановке решать задачи, которые возложены на органы ФСБ. Хотя последние десять лет, на самом деле - очень непростыми для российских чекистов годы.

Этот период можно разделить на несколько этапов. Когда в 1991 году создали новую структуру под новое руководство с новой аббревиатурой на базе почти развалившегося КГБ, стало совсем плохо. Например, самым "ярким" действом Бакатина стала "сдача" здания посольства США.

Сложности того периода были связаны и с общей ситуацией в стране. Наблюдался крайне негативный для России в целом процесс - отток перспективных кадров из специальных служб, Вооруженных сил. Уходили молодые, люди среднего возраста, которые оказались востребованы везде. Уходили потому, что денежное содержание у нас и в органах внутренних дел было ниже, чем средняя заработная плата в некоторых регионах. Но после 1995 года, и за это надо сказать спасибо Сергею Степашину, который возглавил тогда службу, было много сделано для того, чтобы вновь поднять престиж органов контрразведки. За короткое время восстановили утраченное среднее звено. Это, безусловно, сказалось на результатах работы в целом. Сегодня мы сильны и дееспособны, успешно решаем самые сложные задачи.

- Какие они?

- Наши задачи "прописаны" в законе об органах безопасности Российской Федерации. Это три блока: борьба с разведывательной деятельностью противника, борьба с диверсионно-террористической деятельностью и борьба с другими видами преступности, которые находятся в компетенции ФСБ и зафиксированы в УПК.

- Сейчас во властных структурах России очень много выходцев из спецслужб, органов безопасности. На Западе это вызывает определенные опасения: принято считать, что принадлежность к КГБ-ФСБ - это на всю жизнь. Оправданы ли эти опасения?

- Если Запад опасается, то, по всей видимости, это неплохо для нас. Но нельзя забывать: речь чаще всего идет о выборных должностях. А раз народ выбирает, то это его конституционное право. Так что обсуждать тут, по большому счету, нечего. Можно лишь подчеркнуть: бывшие наши сотрудники, приходящие во властные структуры, имеют неплохой багаж. Они обладает огромным объемом информации по экономическому, политическому блокам. Причем информацией реальной, невыхолощенной. Плюс к этому наша система дает весьма неплохое образование, а профессиональное совершенствование так устроено, что учимся постоянно. Так что опасения эти мне непонятны.

- Олег Михайлович, не могу не задать этого вопроса. Вы встречались с президентом России? Как-никак - коллеги...

- Встречался еще в тот период, когда он был директором Федеральной службы безопасности, в основном, в рамках служебных совещаний. Четырежды приходилось быть рядом на территории Чеченской Республики уже как с охраняемым лицом. Он мне вручал в Георгиевском зале звезду Героя и узнал меня. Недавно встречал его в Рязани...

- Вы два года возглавляли УФСБ по Рязанской области. Назначение на приграничное Ставрополье - это и доверие, и испытание. Но, можно полагать, ваш чеченский опыт окажется нелишним. Какие задачи вы видите и начали решать в первую очередь?

- Задачи руководителей территориальных органов безопасности одинаковы везде. Но реализация этих задач, особенности обстановки, которые имеют место на территории Ставропольского края, безусловно, налагают определенные дополнительные обязательства. Всем понятно, что Ставропольский край территориально расположен в таком месте, что устремления бандформирований направлены именно сюда. К сожалению, "направленность" эта наблюдается давно, начиная с 1991 года. И обстановка - опять-таки, к сожалению - не становится спокойнее. Самое тревожное - сохраняется угроза совершения терактов. Только в нынешнем году на территории Ставрополья их было предотвращено шесть. Кроме того, с начала года в регионе выявлены 17 кадровых разведчиков и шесть агентов из числа иностранных граждан, посетивших Ставропольский край. Выявлены вербовочные подходы к гражданам России со стороны спецслужб Турции, Азербайджана, а также подразделений незаконных вооруженных формирований. Нескольким иностранцам, подозреваемым в принадлежности к спецслужбам других государств, закрыт въезд в Россию, двое выдворены за пределы РФ. По материалам нашего управления другими правоохранительными органами депортированы более двухсот иностранных граждан, прибывших в РФ с различными нарушениями правил въезда.

- Всех нас волнует, как будут развиваться события в Чечне. В свое время, когда обсуждался план урегулирования, предложенный Борисом Немцовым, где предусматривалось присоединение к Ставрополью равнинной части Чечни, вы настаивали на определении чеченской ситуации как локального вооруженного конфликта. Такая точка зрения не находит поддержки в верхах, но весьма импонирует и мне, и многим жителям края. Это точка зрения человека, который не только разрабатывает планы, но и их реализует. Изменилась ли она сейчас?

- Не надо обольщаться и считать, что ситуация в Чеченской Республике может быть разрешена в течение какого-то короткого времени. Конфликт очень серьезен, и для того, чтобы урегулировать ситуацию, нужно прежде всего решить проблемы социально-бытовой и - экономической сферы и одновременно - проблемы проведения контртеррористической операции.

Существует еще и проблема выстраивания демократических институтов власти в республике. Сегодня та власть, которая присутствует в лице Кадырова, не прописана в Конституции, не предусмотрена другими законодательными актами. Выборы нужно проводить и избирать там легитимную власть - парламент, президента или же госсовет, как это мудро сделано в Дагестане. Пока в Чечне нет законодательной власти, нет местного законодательства. А федеральные законы не решают всех проблем. Или же надо назначать генерал-губернатора и под его крылом выстраивать все институты демократической власти. Но они должны обязательно работать. Иначе там никакого толка не будет.

При сегодняшнем порядке возможности для коррупции практически не ограничены. Вот сейчас будут искать пропавшие 700 миллионов рублей. А как это сделать, если проехать в Шатойский, например, район контролеру можно только с большим боевым сопровождением и охраной. Так что проверка пока идет по отчетам на бумаге, а не по реальному положению дел.

Что же касается разделения Чечни, предложенного Немцовым, то это неконституционно, негосударственный это подход. Кстати сказать, у "реформаторов" даже карта была с ошибками...

- А сколько еще может продлиться контртеррористическая операция?

- Это уже четвертый ее этап. Я полагаю, что работу в этом направлении необходимо продолжать столько, сколько потребуется для того, чтобы восстановилась мирная жизнь. Мы должны признать, что на сегодня бандгруппы в Чечне есть. И их нужно ликвидировать.

- Что ожидает Ставрополье в будущем году в плане безопасности?

- В восточных районах края, на территории Кавказских Минеральных вод организаторы и исполнители террористических актов и захватов заложников, которые в настоящее время скрываются в Турции, Азербайджане, Грузии, пытаются восстановить разрушенные связи с целью совершения новых преступлений. Прогнозируется осложнение оперативной обстановки в приграничных со Ставропольем Шелковском и Наурском районах Чеченской Республики. Остается сложной обстановка в сфере межнациональных отношений на КМВ и в восточных районах. Количество бытовых конфликтов, грозящих перерасти в межнациональные, по сравнению с предыдущими годами не уменьшается. Возрастает степень конфликтности не только между русскоязычным населением и представителями других национальностей, но и между турками-месхетинцами и кавказцами. Значительным остается объем ущерба, вызванного экономическими преступлениями, главным образом в топливно-энергетическом и агропромышленном комплексах, кредитно-финансовой сфере. Не снижается незаконный оборот наркотиков, оружия, взрывчатых веществ, фальшивых денежных знаков. Так что обстановка расслабиться нам не позволит...

- В Чечне вы занимались в том числе и освобождением заложников. Недавно были обнародованы данные о том, что за последние два года там пропали две тысячи человек. Это опять работорговля или беспредел российских войск?

- И то, и другое может иметь место. Есть, к сожалению, и нарушения законных норм и правил нашими военнослужащими, но не они являются причинами столь массовых исчезновений. Точно знаю, что продолжаются захваты заложников с целью обменов и выкупов. Масштабы, конечно, меньшие, нежели раньше - теперь у боевиков ограничены не только территория, но и возможности. А то, что я какое-то время работал по линии освобождения заложников, считаю одним из значимых эпизодов своей работы.

- Помимо служебных забот в Рязани вы еще возглавляли там областную спортивную федерацию "Русский бой". Намерены ли вы заниматься этим видом спорта на Ставрополье?

- На самом деле я был президентом двух федераций - еще и греко-римской борьбы, так как сам занимался этим видом спорта. Я мастер спорта и в свое время был серьезно увлечен борьбой. Даже собирался связать свою жизнь с тренерской работой. Теперь эту федерацию возглавляет приехавший со Ставрополья в Рязань на должность военного комиссара области Герой России генерал-майор Сергей Тулин, бывший командир 205-й бригады в Буденновске. Я ему должность президента этой ассоциации передал, оставшись почетным президентом. Остаюсь пока президентом федерации "русский бой". Горжусь тем, что в Рязани вырастили двух чемпионов мира за время моего президентства. На Ставрополье ситуации не знаю. Хочу выяснить и, как минимум, поучаствовать в популяризации и развитии этого вида спорта.

- Мы встречаемся в канун праздника. Что вы можете сказать своим коллегам?

- Огромное спасибо моему предшественнику Петру Афанасьевичу Кондратову. На днях мы провели итоговую коллегию, и я убедился, что он передал мне действительно высокопрофессиональный, работоспособный коллектив. Управлением успешно решаются очень серьезные задачи. Так что всем - ветеранам, действующим сотрудникам - поздравления с профессиональным праздником и наилучшие пожелания им и их семьям.

«Служба без политики»
Газета «Ставропольская правда»
20 декабря 2002 года