Корабль плывет
Завтра Ставропольская государственная телерадиовещательная компания отмечает десятилетие со дня образования. К своему юбилею СГТРК подходит, как говорится, на подъеме. Еще бы – ведь за эти десять лет удалось не только сохранить материально-техническую базу, но значительно ее улучшить, весомо прирастить творческий потенциал. В активе журналистов и всех сотрудников компании не только одна из самых объемных в регионах России зон вещания, но и уникальный опыт выпуска информационных программ в режиме телемоста, множество побед в самых разных всероссийских конкурсах.
В своем поздравлении, направленном юбилярам, губернатор Ставропольского края Александр Черногоров желает именинникам доброго здоровья и счастья, благополучия, творческих находок и удач, быть всегда и во всем на высоте положения.
"У Ставропольского края, – говорит губернатор, – богатая и неповторимая история. На его долю выпало много испытаний. Однако люди выстояли, и край находится на подъеме. Именно сейчас свое веское слово может и должна сказать Ставропольская государственная телерадиокомпания: четко обозначив свою гражданскую позицию, убедительно показывая позитивные перемены во всех областях социально-экономической жизни Ставрополья".
Теплые слова коллективу и руководству СГТРК направил и председатель Государственной Думы края Юрий Гонтарь. В поздравлении, в частности, говорится: "Ваш коллектив стал подлинной лабораторией творческого общения, где главной ценностью являются признанные мастера радиоэфира и телеэкрана, все, кто готовит передачи, вкладывая в них свой высокий профессионализм и вдохновение".
В адрес юбиляра продолжают поступать поздравления, в том числе и особо ценные слова благодарности от рядовых зрителей и слушателей.
Отметим, что все десять лет за штурвалом этого громадного корабля, уверенно идущего по волнам эфира, твердо стоит бессменный капитан: известный журналист, общественный деятель, президент СГТРК Иван Шляхтин.
Сегодня мы рассказываем о том, с чем пришли к юбилею в одном из структурных подразделений компании – на первой в крае телестудии.
Свою историю телевещание в крае ведет с 1959 года. Первая студия была построена в Пятигорске – определяющим фактором в выборе места стало географическое положение, а точнее – гора Машук, на вершине которой и расположилась телевышка, за счет чего зона вещания охватила значительную территорию. Пятигорская студия телевидения сразу и прочно на долгие годы заняла свою нишу в умах и сердцах ставропольских телезрителей.
Все это время в Ставрополе существовал корпункт, который постепенно расширялся. Затем в краевом центре появилась своя телередакция, и около 11 лет назад было принято решение о строительстве телестудии. Но ездить каждую неделю из Ставрополя в Пятигорск, чтобы выдать программу, было очень неудобно, особенно потому, что не каждый потенциальный герой передачи хотел и мог срываться с места. И возникла идея – объединить структурные подразделения, входящие в комитет по телевидению и радиовещанию Ставропольского крайисполкома, в единое целое.
– В Пятигорске под крышей телевидения на тот момент существовало две организации, – вспоминает генеральный директор Пятигорской краевой студии телевидения Валерий Агафонов, – творческая организация и техническая – радиоцентр. Радиоцентр работал на хозрасчетной основе, мы арендовали у него технику, платили за это и к концу каждого квартала перекрывали все свои лимиты. Это было очень невыгодно – государственные деньги попросту перекладывались из одного кармана в другой. И было принято решение, в результате которого Пятигорская студия перестала существовать как отдельное юридическое лицо, объединив два коллектива – творческий и технический.
На сегодняшний день СГТРК представляет собой объединение нескольких вещательных комплексов: самый большой из них - Пятигорская краевая студия телевидения, самый мощный и солидный по возрасту – краевое радио, которому исполнилось 75 лет, практически ровесник СГТРК – Ставропольское краевое телевидение, и самые "молодые" – радиостанции "Пятая вершина" и "Русь".
Главное, что дало это объединение – мощный творческий толчок.
– Когда студия еще делилась на техников и творцов, – продолжает В. Агафонов, – техники продолжали жить несколько по старинке, вольно или невольно вставляя палки в колеса. Но, когда образовался единый комплекс, когда стало интересно работать, когда за передачу деньги стали получать все, начиная от водителя и заканчивая автором, ситуация резко изменилась.
Именно тогда в стране активно шел процесс реформирования и разрушения старых систем – посему у СГТРК была полная самостоятельность в выборе тем и подборе кадров. Это дало возможность, с одной стороны, резко поднять творческий потенциал, с другой – подобрать именно тех людей, которые были нужны.
Все десять лет новые кадры набираются путем достаточно жесткого отбора – три месяца назад из тридцати человек, претендующих на должность ассистента режиссера на Пятигорской телестудии, отобрали всего двоих. Особое внимание уделяется подбору журналистов – в последний раз из пятидесяти человек приняли четверых. Конкурс проводится в три тура, в число членов конкурсной комиссии, помимо руководства, входят представители всех телевизионных специальностей - опытные журналисты, операторы. Претендента буквально засыпают вопросами на самые разные темы: что он читает, какие передачи смотрит, почему решил прийти работать на телевидение? При отборе учитываются интеллектуальный уровень, уровень коммуникабельности, телегеничность, умение творчески мыслить – на последнем туре претендентам предлагается написать текст "из головы" на уже готовый видеоряд. Так что профессия телерепортера не столь сладка и звездна, как может показаться со стороны – это жизнь на пике событий, без выходных и праздников, всегда в скоростном режиме... А самый главный критерий – любовь к выбранной профессии. На телевидении могут по-настоящему работать только энтузиасты...
За эти годы СГТРК крепко стала на ноги. Одно время, когда было прекращено центральное финансирование, деньги выдавались только на зарплату и пришлось учиться выживать самим, искать новые подходы. Научились и выжили. На Пятигорской студии уже третий год идет серьезный капитальный ремонт, до этого здание не ремонтировалось более тридцати лет, налажена мощная компьютерная сеть, капитально обновилась техника. Благодаря краевому правительству, которое выделило необходимые средства, на студии вместо старых допотопных камер (к тому же еще и тяжеленных) появились легкие современные "японцы", которые дают изумительную картинку. Монолитно и слаженно работает коллектив, в котором прекрасно сотрудничают и "патриархи" студии, и делающая свои первые шаги молодежь.
– Наши "мастодонты", – улыбается Валерий Иванович, – это Роман Агаев, Николай Аванесян, Виктор Журбенко, Наталья Гаврилова, Татьяна Зиновьева, Наталья Тибелиус, Наталья Лелека. Это тот костяк, на котором держится коллектив – ну кто, кроме Гавриловой и Тибелиус, сможет лучше сделать передачу "На Водах"? А Татьяну Зиновьеву знает каждый председатель колхоза – ей давно уже пора давать звание заслуженного работника сельского хозяйства... У нас есть свои суперзвезды – такие, как Гена Лысенко, есть звезды - Татьяна Дружинина, Елена Понятова, есть восходящая звезда – Кирилл Шапошников. Именно потому, что у наших людей есть возможность полного творческого выражения, мы получили огромное количество наград – всего я и не перечислю. Мы взяли гран-при на фестивале молодежных программ в Южно-Сахалинске, гран-при на фестивале "Вся Россия", были лауреатами конкурса "Щит России" в Перми.
...Вот и минуло десять сложных лет поиска своего нового лица. Впереди у СГТРК еще более звездные вершины творчества.
25 мая 2002 года